Основные формы общения несовершеннолетних правонарушителей
Страница 1

Психологическая информация » Психология личности несовершеннолетних нарушителей » Основные формы общения несовершеннолетних правонарушителей

Для того, чтобы определить предмет и методику изучения личности малолетнего под данным углом зрения, необходимо выделить основные формы общения. К числу таких можно отнести:

а) взаимодействие малолетних в процессе учебной деятельности (в ходе учебной деятельности малолетний удовлетворяет свою потребность в общении в двух направлениях: в процессе общения в классном и школьном коллективах и в процессе общения с педагогами);

б) взаимодействие малолетних в практике их поведения во внеучебное время (во внеучебное время общение происходит в основном по трем направлениям: в семье, в группах свободного общения и в группах организованного общения — различные секции, кружки и т.д.).

При этом с интересами в сфере учебной деятельности структура общения связана как прямыми, так и обратными связями. Общение находится в зависимости от иерархии успеваемости, углубления негативного отношения к учебе. С другой стороны, процесс углубления негативного отношения более интенсивно идет под давлением системы ценностей «своей» микросреды. Представляется, что определенные отклонения и, следовательно, источники криминогенного влияния могут быть обнаружены у малолетних в любой из сфер общения. Вместе с тем, учитывая то обстоятельство, что значимость каждой сферы общения на различных возрастных этапах формирования личности неодинакова, в частности, этот возраст характеризуется заметным снижением уровня общения школьников в семье.

На этапе первичной и промежуточной социализации, охватывающей детство и подростковый период, направляющая и ведущая роль принадлежит воздействию среды, точнее говоря, микросреды — семьи и ближайшего окружения.

С увеличением возраста ребенка влияние семьи, как показывают проведенные нами исследования, заметно уменьшается. Далее срабатывает одна из следующих тенденций: происходит усиление влияния со стороны школы либо неформальной группы сверстников, т.е. повышается значимость взаимоотношений с товарищами. У малолетних, допускающих антиобщественное поведение, имеет место нарушение нормального соотношения сфер общения, которое заключается в доминирующей роли сферы свободного общения. Это объясняется прежде всего неблагоприятной психологической атмосферой в семьях этих несовершеннолетних (проведенные исследования показывают, что неблагоприятную обстановку в семье имеют 72% малолетних, допускающих антиобщественное поведение), что затрудняет социально полезное общение ребенка и создает у него чувство неудовлетворенности общением в семье.

Малолетние, допускающие антиобщественное поведение, в большинстве случаев вовлечены в систему неблагоприятных обстоятельств длящегося действия. Неблагоприятная обстановка в семье с раннего детства формирует у них отрицательные качества, которые впоследствии затрудняют их вхождение в формальные коллективы. Состояние психологической изоляции в классном коллективе (по нашим данным, от 75 до 91,2% трудновоспитуемых малолетних находились в коллективе класса в/изолированном положении), неудовлетворенность общением в семье, невысокая вовлеченность в группы организованного общения применительно к проведению досуга (по результатам нашего исследования, до 80% малолетних, допускающих антиобщественное поведение, не вовлекались в организованные формы досуга), способствуют формированию у малолетних комплекса неудовлетворенных социальных потребностей, компенсация которого в силу психологического отторжения малолетнего от формальных групп возможна только в сфере свободного общения.

Страницы: 1 2 3

Эмпирическое исследование паттернов материнского поведения. Программа исследования
Цель исследования: выявить материнские паттерны у женщин трех поколений и сравнить их с установками на выполнение роли матери воспитанниц детских домов, не имеющих родственников по женской линии. Задачи исследования: · выявить установки на выполнение роли матери у женщин трех поколений, передающиеся и непередающиеся от поколения к пок ...

Методы обучения
Это способы совместной работы обучающего и обучаемых, организации познавательной деятельности ребёнка, ведущего от незнания к знанию. Применяя различные методы, преподаватель сообщает ученикам материал для познавательной деятельности и руководит ею . Методы обучения связаны с формами и способами мышления, которые обеспечивают возможно ...

Импульсивность
Толпа не в состоянии сдерживать свои влечения. Они и настолько сильны, что, что их не может подавить, как мы уже говорили, даже инстинкт самосохранения. Толпе свойственно внезапно переходить от кровожадности к великодушию и наоборот, поскольку она слишком зависима от смены «возбудителей» и влечений. Лебон отмечает, что данные свойства т ...