Методы и организация исследования. Методы исследования

Психологическая информация » Сенсорное развитие детей раннего возраста » Методы и организация исследования. Методы исследования

При выполнении выпускной квалификационной работы был использован комплексный подход, включающий в себя взаимосвязанные методы исследования:

1. Теоретический анализ и обобщение данных психолого-педагогической литературы.

2. Психологические методы.

3. Педагогический эксперимент.

4. Методы математической статистики.

Теоретический анализ и общение данных научно-методической литературы.

Изучение и анализ литературных источников, опыта практики проводился с целью определения актуальности темы выпускной квалификационной работы, тенденций и перспектив решения проблем сенсорного развития детей раннего возраста.

Изучение и обобщение литературы по теме выпускной квалификационной работы проводилось по журнальным статьям, учебникам и учебным пособиям отечественных и зарубежных авторов.

Анализировалась научно-методическая литература по педагогике, психологии другим направлениям. В них рассматривались особенности сенсорного развития детей раннего возраста. Особое внимание уделялось вопросам формирования у детей восприятия цвета, формы, величины предметов.

Психологические методы

Для решения указанных задач применяли следующие методы:

Наблюдение и эксперимент.

Наблюдение – это систематическое и длительное фиксирование и анализ особенностей поведения ребёнка или протекания его психических процессов и свойств личности.

Использовалось наблюдение за деятельность детей в свободное время и на занятиях, цель которых была фиксация особенностей формирования сенсорного восприятия у детей раннего возраста.

Из всех общепринятых видов наблюдения мы использовали следующие:

· по цели и программе проведения: целенаправленное, стандартизированное наблюдение, которое было заранее определено и чётко ограничено в плане того, что наблюдалось;

· по времени протекания: кратковременное (эпизодическое) наблюдение за сенсорным развитием ребёнка в течение незначительного отрезка времени;

· по охвату детей: широкое наблюдение за возрастной группой детского сада в целом; узкое клиническое наблюдение за отдельным ребёнком;

· по характеру контакта: непосредственное наблюдение, когда исследователь и испытуемый находились в одном помещении;

· по характеру взаимодействия с испытуемым: невключённое, то есть стороннее наблюдение – исследователь не вмешивается в деятельность наблюдаемых;

· по условиям осуществления наблюдения: полевое, которое происходило в условиях повседневной жизни;

· по характеру фиксации: констатирующее – наблюдатель фиксировал факты так, как они есть, наблюдая их непосредственно; оценивающее, когда наблюдатель не только фиксировал, но и оценивал факты относительной степени их выраженности по заданному критерию.

Ведущее место в исследовании было отведено эксперименту.

Эксперимент – это один из основных методов психологии, предоставляющий возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого.

Организовывались следующие его виды:

· в зависимости от места проведения: естественный эксперимент – проводился в привычных условиях, то есть в реальных для испытуемого;

· в зависимости от последовательности проведения: констатирующий эксперимент – выявил уровень сформированности сенсорного восприятия до специального экспериментального обучения;

· формирующий эксперимент – выявил сформированность сенсорного восприятия после специально организованной обучающей работы;

· в зависимости от научных дисциплин, по которым проводился эксперимент – психолого-педагогический;

· по количеству испытуемых, участвовавших в исследовании: индивидуальный, групповой.

Педагогический эксперимент

С целью подтверждения гипотезы нами был проведён педагогический эксперимент, в котором приняло участие 40 детей 2-3 лет. Срок проведения данного эксперимента декабрь 2004 – июнь 2005 года. Суть его заключалась в том, что на примере экспериментальной группы определялась эффективность занятий по сенсорному воспитанию по методике Венгера, а также игр и упражнений по развитию сенсорного восприятия у детей раннего возраста.

Методы математической статистики

Обработка и анализ результатов проводился при помощи следующих математико-статистических методов. При этом вычислялись: М – среднее арифметическое; ±δ – среднее квадратичное отклонение; ± m – ошибка средней арифметической; t – критерий Стьюдента; P – уровень достоверности, определяемый по критическому значению t.

Достоверность различия между отдельными средними величинами определялась с помощью параметрического критерия Стьюдента (Б.А. Ашмарин, 1978).

Телевизор – «за» и «против»
Значительную часть досуга подростков заполняют электронные средства массовой информации – телевидение, радио, видео, сеть Интернет. Посредством их сегодня формируется внутренний мир школьников, их художественные предпочтения, ценностные ориентации, культурные установки. При этом контакты со СМИ носят в подавляющем большинстве не познава ...

Эмпирическое исследование психологических особенностей лиц, страдающих игроманией. Выбор и обоснование объекта и методов исследования
В исследовании приняли участие 18 человек в возрасте от 17 до 27 лет, подверженные зависимости от азартных игр. Среди них 17 мужчин и одна женщина. Выбор испытуемых обоснован тем, что все они проводят достаточно большое количество времени у игровых автоматов. В ходе исследования были использованы методики, направленные на всестороннее ...

Дифференциально-диагностический опросник “Я предпочту”
Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли? 1-а Ухаживать за животными 1-б Обслуживать машины, при боры (следить, регулировать) 2-а Помогать больным людям, лечить их 2-б Составлять таблицы, схемы, ...