Взаимосвязь саморегуляции в учебной деятельности и успеваемости младших школьников (на материалах исследования).
Страница 1

Психологическая информация » Саморегуляция в учебной деятельности младших школьников » Взаимосвязь саморегуляции в учебной деятельности и успеваемости младших школьников (на материалах исследования).

Саморегуляция – это очень сложное системное образование, включающее в свой состав большое число компонентов. Причем разные исследователи выделяют различные компоненты саморегуляции. Мы в своем исследовании изучаем четыре параметра саморегуляции:

¨ самоконтроль в учебной работе;

¨ социальный самоконтроль;

¨ способность к волевым усилиям в интеллектуальной работе как средства саморегуляции;

¨ рефлексию как один из основных психологических механизмов, обеспечивающих саморегуляцию.

Рассмотрим, прежде всего, экспериментальные данные, полученные при использовании детского личностного опросника Р. Кеттелла. Остановимся только на результатах по фактору Q3 (самоконтроль). Высокий уровень самоконтроля имеют 7% учащихся, средний уровень – 72,4%, низкий уровень – 20,6% учащихся. Таким образом, можно сказать, что большинство учащихся имеет средний уровень самоконтроля в поведении, нормальную социальную приспособленность, неплохо организованны и понимают социальные нормативы.

Для выявления степени и характера взаимосвязи между успеваемостью и показателями по данной методике, характеризующими уровень социального самоконтроля учащихся, полученные количественные данные были подвергнуты корреляционному анализу, результаты которого представлены в таблице 3 (см. Приложение 2).

Корреляционный анализ выявил отсутствие связи между успеваемостью и уровнем социального самоконтроля детей.

Среди хорошо успевающих школьников 22, 5% имеют высокий уровень социального самоконтроля, 66,5% - средний уровень, и 11% - низкий уровень. Среди средне успевающих школьников 80% обладают средним уровнем самоконтроля в поведении, 20% - низким уровнем, высокий уровень самоконтроля не наблюдается ни у одного средне успевающего школьника. У слабо успевающих школьников также не наблюдается хорошо развитого социального самоконтроля. Средний уровень его имеют 60% учащихся, и 40% слабо успевающих – имеют низкий уровень самоконтроля.

Таким образом, анализ экспериментальных данных дает возможность предположить, что успешность обучения младших школьников не зависит от уровня социального самоконтроля.

Экспериментальные данные, полученные в результате проведения методики «нерешаемая задача» отражены в таблице 2. Результаты исследования позволяют выделить время, в течение которого испытуемый пытается решить задачу (с момента включения его в данную деятельность и до отказа выполнять предложенное задание). Время выполнения первого и второго задания свидетельствует о сформированности у младших школьников пространственного мышления. А время, затраченное на выполнение третьего задания, т.е. на решение, так называемой, нерешаемой задачи, служит количественной характеристикой проявления волевого усилия.

Таблица 1. Протокол исследования по методике «Нерешаемая задача».

Как видно из таблицы 1, в среднем каждый ученик на сбор первой картинки потратил 6 секунд, причем 65% учащихся выполнила это задание за меньшее время (3-5 секунд). На сбор второй картинки учащиеся потратили в среднем 130 секунд, причем уже 51% учащихся справился с заданием быстрее (20-100 секунд). И на сбор третьей картинки учащиеся затратили в среднем 526 секунд, 43% учащихся выполняли эту работу дольше других (9-15 минут), 4% учащихся вообще не справились со вторым и третьим заданием.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Проблемы изучения профессионального здоровья личности в психологической литературе. Концептуальные подходы в понимании профессионального здоровья личности
Сегодня проблема профессионального здоровья привлекает к себе все большее внимание. Подробно изучаются различные аспекты психологического обеспечения профессиональной деятельности, непосредственно связанные с влиянием неблагоприятных условий труда (перенапряжения, перегрузок, психотравмирующих факторов и т.д.) на физическое и психическо ...

Социальная геронтология как наука о проблемах пожилых людей в обществе
Исследование процесса старения, являющееся предметом изучения различных психологических и социологических школ, показывает, что в течение жизни наступает определенный момент, в котором процесс развития, то есть обогащения и усложнения функционирования внутренних органов, а также его соответствующего обеспечения замедляется, а впоследств ...

Теоретические проблемы исследования пограничных психических расстройств. Методы психологического исследования невротических и личностных расстройств
Применение экспериментально-психологических методов, традиционно используемых в психиатрии, получило свое распространение на рубеже XIX—XX веков. Еще в 1907 г. В.М.Бехтерев описал ряд методических приемов «объективно-психологического исследования душевнобольных», подчеркивая, что эти методы не только дополняют и углубляют клинические на ...