Взаимосвязь саморегуляции в учебной деятельности и успеваемости младших школьников (на материалах исследования).
Страница 1

Психологическая информация » Саморегуляция в учебной деятельности младших школьников » Взаимосвязь саморегуляции в учебной деятельности и успеваемости младших школьников (на материалах исследования).

Саморегуляция – это очень сложное системное образование, включающее в свой состав большое число компонентов. Причем разные исследователи выделяют различные компоненты саморегуляции. Мы в своем исследовании изучаем четыре параметра саморегуляции:

¨ самоконтроль в учебной работе;

¨ социальный самоконтроль;

¨ способность к волевым усилиям в интеллектуальной работе как средства саморегуляции;

¨ рефлексию как один из основных психологических механизмов, обеспечивающих саморегуляцию.

Рассмотрим, прежде всего, экспериментальные данные, полученные при использовании детского личностного опросника Р. Кеттелла. Остановимся только на результатах по фактору Q3 (самоконтроль). Высокий уровень самоконтроля имеют 7% учащихся, средний уровень – 72,4%, низкий уровень – 20,6% учащихся. Таким образом, можно сказать, что большинство учащихся имеет средний уровень самоконтроля в поведении, нормальную социальную приспособленность, неплохо организованны и понимают социальные нормативы.

Для выявления степени и характера взаимосвязи между успеваемостью и показателями по данной методике, характеризующими уровень социального самоконтроля учащихся, полученные количественные данные были подвергнуты корреляционному анализу, результаты которого представлены в таблице 3 (см. Приложение 2).

Корреляционный анализ выявил отсутствие связи между успеваемостью и уровнем социального самоконтроля детей.

Среди хорошо успевающих школьников 22, 5% имеют высокий уровень социального самоконтроля, 66,5% - средний уровень, и 11% - низкий уровень. Среди средне успевающих школьников 80% обладают средним уровнем самоконтроля в поведении, 20% - низким уровнем, высокий уровень самоконтроля не наблюдается ни у одного средне успевающего школьника. У слабо успевающих школьников также не наблюдается хорошо развитого социального самоконтроля. Средний уровень его имеют 60% учащихся, и 40% слабо успевающих – имеют низкий уровень самоконтроля.

Таким образом, анализ экспериментальных данных дает возможность предположить, что успешность обучения младших школьников не зависит от уровня социального самоконтроля.

Экспериментальные данные, полученные в результате проведения методики «нерешаемая задача» отражены в таблице 2. Результаты исследования позволяют выделить время, в течение которого испытуемый пытается решить задачу (с момента включения его в данную деятельность и до отказа выполнять предложенное задание). Время выполнения первого и второго задания свидетельствует о сформированности у младших школьников пространственного мышления. А время, затраченное на выполнение третьего задания, т.е. на решение, так называемой, нерешаемой задачи, служит количественной характеристикой проявления волевого усилия.

Таблица 1. Протокол исследования по методике «Нерешаемая задача».

Как видно из таблицы 1, в среднем каждый ученик на сбор первой картинки потратил 6 секунд, причем 65% учащихся выполнила это задание за меньшее время (3-5 секунд). На сбор второй картинки учащиеся потратили в среднем 130 секунд, причем уже 51% учащихся справился с заданием быстрее (20-100 секунд). И на сбор третьей картинки учащиеся затратили в среднем 526 секунд, 43% учащихся выполняли эту работу дольше других (9-15 минут), 4% учащихся вообще не справились со вторым и третьим заданием.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Посредничество на переговорах как эффективный способ разрешения конфликта
В процедуре посредничества задействуется независимая нейтральная третья сторона, посредник, который содействует в переговорах между сторонами в неформальной обстановке и помогает им найти приемлемое соглашение и достигнуть его. Это - добровольный процесс, который контролируется самими сторонами. В свою очередь, посредник не принимает н ...

Психологический аспект бесплодия
Женское бесплодие – это неспособность женщины к зачатию в репродуктивном возрасте. Принято различать следующие причины женского бесплодия: расстройство овуляции; трубные факторы; различные гинекологические заболевания; имммунологические причины (Сметник В.П., Тумилович Л.Г., 1995). Выделение этих основных групп не всегда может объясни ...

Приложения.
Приложение 1. Таблица 2. Количество детей %, показавших различные результаты выполнения тестов. Приложение 3. Сводный протокол (количественные показатели). Приложение 4. Сводный протокол (качественные показатели). ...