Сущность правомерного психологического воздействия в деятельности
сотрудников ОВД.Страница 3
В настоящее время необходимость применения психологического воздействия в деятельности расследования обоснована и признается большинством ученых (не говоря о практиках), дискутируются лишь правомерность и допустимость применения отдельных его методов и приемов.
Как принудительное, так и иное воздействие может быть законным и незаконным. К неправомерным способам получения доказательств относятся такие виды психологического воздействия, как насилие, угроза, шантаж. Обнаружение фактов их применения однозначно вынудит поставить вопрос об уголовной ответственности самого сотрудника органов правопорядка. Таким образом, психологическое принуждение рассматривается законодательством в двух планах: с одной стороны, это связано с осуществлением правомерного воздействия на препятствующих правосудию, а с другой, - на тех, кто пытается его осуществить противоправными способами.
Психическое насилие - одна из основных причин следственных и судебных ошибок, самооговора. Анализ следственной практики показывает, что в неблагоприятно складывающихся для обвиняемого ситуациях (особенно обвиняемого слабохарактерного) применение любых элементов психического насилия может привести к самооговору.
При этом могут быть использованы средства, выполняющие функцию психологического принуждения, предусмотренные законом (возможность привода, задержания, избрания мер пресечения в отношении подследственных, угроза уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и дачу ложных показаний в отношении потерпевших и свидетелей, принудительного освидетельствования, обыска и т.п.), и могут быть использованы средства, запрещенные законом: насилие, физическое воздействие, угрозы и иные незаконные меры (издевательства, шантаж, внушение показаний и т.п.). Обман не упомянут законом в числе незаконных мер, вследствие чего применение его обсуждается с точки зрения морали и отграничения от введения в заблуждение.
Признается, что если законодатель оговаривает меры психологического принуждения и указывает средства психологического воздействия, запрещенные для применения, то детально регламентировать деятельность по оказанию правомерного психологического воздействия, тем более, применительно к каждой конкретной ситуации, он не может.
Признаны разработанные исследователями критерии правомерного психологического воздействия: сохранение у подвергающегося воздействию лица свободы выбора той или иной позиции, индивидуальность (избирательность) при осуществлении воздействия, наличие условий для изложения им своей позиции, для ее выбора, непротиворечие законности и нравственным принципам общества и профессиональной этике.
Основополагающим для правомерного психологического воздействия являются требования ст.20 УПК РФ, запрещающие домогаться показаний с помощью насилия, угроз и иных противозаконных мер. Таким образом, рамки психологического воздействия определяются требованиями действующего законодательства и морали.
Несмотря на общепризнанность недопустимости неправомерного психологического воздействия, угрозу ответственности, в том числе уголовной, за его применения, такое воздействие достаточно распространено, о чем свидетельствуют публикации в средствах массовой информации и распространенность общественного мнения о частом его использовании в деятельности ОВД.
Психологическое воздействие применительно к специфике деятельности расследования - это система (комплекс) действий сотрудников ОВД при контактировании с гражданами, заключающихся в использовании специальных средств и методов, направленных на изменение параметров психики граждан, необходимых для достижения стоящих перед сотрудниками процессуальных целей и задач.
Исследования саморегуляции в младшем школьном возрасте.
Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка – младшего школьного возрасти, ведущей деятельностью которого является учебная деятельность.
В младшем школьном возрасте в центр психического развития выдвигается формирование произвольности: формируется произвольный характер памяти, внимания, мышлени ...
Олигофренопсихология. Психология умственно отсталых детей
Характеристика психоэмоционального и социокультурного статуса умственно отсталых детей дошкольного возраста.
Особенности умственного, эмоционального, социокультурного развития умственно отсталых дошкольников
Почти у всех детей с умственной отсталостью наблюдается отсутствие или значительное снижение, по сравнению с обычными детьми, и ...
Оценка коммуникативных и организаторских
способностей (КОС) в процессе первичной профконсультации
Инструкция:“Вам нужно ответить на все предложенные вопросы. Свободно выражайте свое мнение по каждому вопросу и отвечайте так: если ваш ответ на вопрос положителен (Вы согласны), то в соответствующей клетке листа ответов поставьте плюс, если же ваш ответ отрицателен (Вы не согласны) – поставьте знак минус. Следите, чтобы номер вопроса и ...