Сущность правомерного психологического воздействия в деятельности сотрудников ОВД.
Страница 2

Психологическая информация » Психологическое воздействие в профессиональной деятельности следователя » Сущность правомерного психологического воздействия в деятельности сотрудников ОВД.

При совершении изнасилований типичны ссылки на добровольность вступления в половую связь и последующий оговор по различным мотивам.

При совершении хищений госимущества характерно признание в злоупотребления служебным положением или в халатности, но не в хищении. Известны трудности доказывания даже в случаях задержания лиц в момент совершения преступления, с похищенным или с предметами, запрещенными к обращению: наркотиками, огнестрельным оружием, на которое нет разрешения и т.д. (они «найдены, подброшены, куплены у незнакомых» и т.п.), т.е. в силу своеобразного, изощренного интерпретирования этого события.

Отмечено, что помимо сознательного поиска способов реабилитации себя и своих поступков, желания скрыть имеющуюся информацию и ввести сотрудника в заблуждение, в основе противодействия и стремления препятствовать процессу расследования, может лежать действие внутренних психологических механизмов самозащиты личности преступника. Они включаются в случае угрозы его личностной целостности, самооценке, моральному самооправданию.

По мнению опрошенных практических работников поведение подследственных более чем в 70 % случаев направлено на противодействие решению задач расследования преступлений.

Противодействие может выступать в различных формах. Среди них можно выделить:

- уклонение (завуалированный отказ участвовать в процессе расследования), которое может выражаться в ложном заявлении о своей неосведомленности («не видел, не слышал, не знаю, не знаком, не могу»), выражающем стремление умолчать об известных фактах и внушить представление о своей свидетельской недееспособности.

- сопротивление (открытый отказ выполнять законные требования сотрудника), которое выражается в отказе участвовать в следственных действиях, выдать требуемые объекты, немотивированном голословном отрицании вины, отказе от дачи показаний («не хочу»).

- препятствование (противодействие путем активных действий), которое сводится к направлению следствия по ложному пути. Здесь используются дезинформация, дача ложных показаний, заявление о ложных оправдательных доказательствах, "легендирование" событий (их интерпретация), инсценировки, создание ложного алиби, фальсификация доказательств, а также Здесь же склонение других участников уголовного процесса различными способами к ложным показаниям и неповиновению следователю, изменение показаний, мнимое признание своей вины и самооговор, опорочивание источника правдивой информации и оговор, сокрытие доказательств и т.п.

Законодательство регламентирует оказание психологического воздействия в сфере уголовного судопроизводства в общей форме. Наиболее регламентировано психологическое принуждение, предусмотренное в случае нежелания участника уголовного процесса добровольно исполнять свои обязанности. Санкции уголовно-процессуальных норм содержат угрозу принуждения исполнения процессуальных обязанностей, являясь, таким образом, средствами психологического принуждения в отношении потенциальных процессуальных нарушителей.

Психологического воздействия как более широкое понятие, включает в себя как психологическое принуждение, так и другие методы и средства воздействия.

В общем плане психологическое воздействие - это процесс оказания влияния на психику субъекта с целью побуждения его к определенному поведению, но побуждение к определенному поведению может заключаться как в принудительном, так и в ином целенаправленном влиянии.

Страницы: 1 2 3 4

Власть «пришельца»
В истории достаточно примеров, когда посторонние люди получали власть не вследствие захвата, а путем прямого приглашения. Классический пример в отечественной истории - Рюрик. В годы культа личности практиковалась ротация кадров – первые лица региональной власти менялись местами: уезжал один первый секретарь обкома, на его место «перевод ...

Выводы
Общие психолого-педагогические выводы и рекомендации в соответствии с целью исследования даются на основе обобщения данных, получаемых в результате исследования познавательных процессов студента. А целью моего исследования, как я уже говорил выше, является выяснения особенностей индивидуального развития на момент развития, и выяснение н ...

Анализ математической обработки данных
В результате проведенного исследования были полученные следующие данные. Экспериментальная группа: данные по всем трем тестам, наиболее интересные отметить (высокие или низкие показатели) Контрольная группа: данные по всем трем тестам, наиболее интересные отметить (высокие или низкие показатели) Результаты корреляционного анализа в э ...