Сущность правомерного психологического воздействия в деятельности
сотрудников ОВД.Страница 2
При совершении изнасилований типичны ссылки на добровольность вступления в половую связь и последующий оговор по различным мотивам.
При совершении хищений госимущества характерно признание в злоупотребления служебным положением или в халатности, но не в хищении. Известны трудности доказывания даже в случаях задержания лиц в момент совершения преступления, с похищенным или с предметами, запрещенными к обращению: наркотиками, огнестрельным оружием, на которое нет разрешения и т.д. (они «найдены, подброшены, куплены у незнакомых» и т.п.), т.е. в силу своеобразного, изощренного интерпретирования этого события.
Отмечено, что помимо сознательного поиска способов реабилитации себя и своих поступков, желания скрыть имеющуюся информацию и ввести сотрудника в заблуждение, в основе противодействия и стремления препятствовать процессу расследования, может лежать действие внутренних психологических механизмов самозащиты личности преступника. Они включаются в случае угрозы его личностной целостности, самооценке, моральному самооправданию.
По мнению опрошенных практических работников поведение подследственных более чем в 70 % случаев направлено на противодействие решению задач расследования преступлений.
Противодействие может выступать в различных формах. Среди них можно выделить:
- уклонение (завуалированный отказ участвовать в процессе расследования), которое может выражаться в ложном заявлении о своей неосведомленности («не видел, не слышал, не знаю, не знаком, не могу»), выражающем стремление умолчать об известных фактах и внушить представление о своей свидетельской недееспособности.
- сопротивление (открытый отказ выполнять законные требования сотрудника), которое выражается в отказе участвовать в следственных действиях, выдать требуемые объекты, немотивированном голословном отрицании вины, отказе от дачи показаний («не хочу»).
- препятствование (противодействие путем активных действий), которое сводится к направлению следствия по ложному пути. Здесь используются дезинформация, дача ложных показаний, заявление о ложных оправдательных доказательствах, "легендирование" событий (их интерпретация), инсценировки, создание ложного алиби, фальсификация доказательств, а также Здесь же склонение других участников уголовного процесса различными способами к ложным показаниям и неповиновению следователю, изменение показаний, мнимое признание своей вины и самооговор, опорочивание источника правдивой информации и оговор, сокрытие доказательств и т.п.
Законодательство регламентирует оказание психологического воздействия в сфере уголовного судопроизводства в общей форме. Наиболее регламентировано психологическое принуждение, предусмотренное в случае нежелания участника уголовного процесса добровольно исполнять свои обязанности. Санкции уголовно-процессуальных норм содержат угрозу принуждения исполнения процессуальных обязанностей, являясь, таким образом, средствами психологического принуждения в отношении потенциальных процессуальных нарушителей.
Психологического воздействия как более широкое понятие, включает в себя как психологическое принуждение, так и другие методы и средства воздействия.
В общем плане психологическое воздействие - это процесс оказания влияния на психику субъекта с целью побуждения его к определенному поведению, но побуждение к определенному поведению может заключаться как в принудительном, так и в ином целенаправленном влиянии.
Феномен протестного голосования
Газета «Комсомольская правда» от 15.10.2003 г. опубликовала письмо в редакцию под заголовком « Почему я пойду голосовать «против всех». В этом письме студентка из Воронежа Дарья Федосеева, которая будет на очередных выборах депутатов Государственной Думы 7.12.2003 г. голосовать впервые, объясняет, почему она сделает в избирательном бюлл ...
Три уровня социально-психологической адаптации дошкольника к школе
Начало обучения 6-летних и подготовка к нему связаны с необходимостью учета ряда важных психологических закономерностей развития детей этого возраста. К ним можно отнести назревшие противоречия между возросшими интеллектуальными возможностями ребенка и специфическими «дошкольными» способами их удовлетворения. По мнению А.Л. Венгер[8], ...
Интернет-зависимость
Интернет в США и Западной Европе развит гораздо больше, чем в России, опыт этих стран может быть показателен. В настоящее время интенсивно обсуждается и исследуется феномен (заболевание/синдром) "(нарко) зависимости от Интернета", или Интернет-аддикции (Internet Addiction Disorder, или IAD)[3].
В самом общем виде Интернет-зав ...