Сущность правомерного психологического воздействия в деятельности сотрудников ОВД.
Страница 2

Психологическая информация » Психологическое воздействие в профессиональной деятельности следователя » Сущность правомерного психологического воздействия в деятельности сотрудников ОВД.

При совершении изнасилований типичны ссылки на добровольность вступления в половую связь и последующий оговор по различным мотивам.

При совершении хищений госимущества характерно признание в злоупотребления служебным положением или в халатности, но не в хищении. Известны трудности доказывания даже в случаях задержания лиц в момент совершения преступления, с похищенным или с предметами, запрещенными к обращению: наркотиками, огнестрельным оружием, на которое нет разрешения и т.д. (они «найдены, подброшены, куплены у незнакомых» и т.п.), т.е. в силу своеобразного, изощренного интерпретирования этого события.

Отмечено, что помимо сознательного поиска способов реабилитации себя и своих поступков, желания скрыть имеющуюся информацию и ввести сотрудника в заблуждение, в основе противодействия и стремления препятствовать процессу расследования, может лежать действие внутренних психологических механизмов самозащиты личности преступника. Они включаются в случае угрозы его личностной целостности, самооценке, моральному самооправданию.

По мнению опрошенных практических работников поведение подследственных более чем в 70 % случаев направлено на противодействие решению задач расследования преступлений.

Противодействие может выступать в различных формах. Среди них можно выделить:

- уклонение (завуалированный отказ участвовать в процессе расследования), которое может выражаться в ложном заявлении о своей неосведомленности («не видел, не слышал, не знаю, не знаком, не могу»), выражающем стремление умолчать об известных фактах и внушить представление о своей свидетельской недееспособности.

- сопротивление (открытый отказ выполнять законные требования сотрудника), которое выражается в отказе участвовать в следственных действиях, выдать требуемые объекты, немотивированном голословном отрицании вины, отказе от дачи показаний («не хочу»).

- препятствование (противодействие путем активных действий), которое сводится к направлению следствия по ложному пути. Здесь используются дезинформация, дача ложных показаний, заявление о ложных оправдательных доказательствах, "легендирование" событий (их интерпретация), инсценировки, создание ложного алиби, фальсификация доказательств, а также Здесь же склонение других участников уголовного процесса различными способами к ложным показаниям и неповиновению следователю, изменение показаний, мнимое признание своей вины и самооговор, опорочивание источника правдивой информации и оговор, сокрытие доказательств и т.п.

Законодательство регламентирует оказание психологического воздействия в сфере уголовного судопроизводства в общей форме. Наиболее регламентировано психологическое принуждение, предусмотренное в случае нежелания участника уголовного процесса добровольно исполнять свои обязанности. Санкции уголовно-процессуальных норм содержат угрозу принуждения исполнения процессуальных обязанностей, являясь, таким образом, средствами психологического принуждения в отношении потенциальных процессуальных нарушителей.

Психологического воздействия как более широкое понятие, включает в себя как психологическое принуждение, так и другие методы и средства воздействия.

В общем плане психологическое воздействие - это процесс оказания влияния на психику субъекта с целью побуждения его к определенному поведению, но побуждение к определенному поведению может заключаться как в принудительном, так и в ином целенаправленном влиянии.

Страницы: 1 2 3 4

Паузы и молчание
Умение выдерживать паузу является одним из важнейших профессиональных навыков консультанта. Соблюдая паузу, консультант предоставляет возможность говорить клиенту, стимулирует диалог. Наличие пауз создаёт в беседе ощущение неторопливости, продуманности происходящего, поэтому не следует слишком спешить задавать вопросы или комментировать ...

Мотивация электорального выбора
Принятие избирателем на выборах политически значимого решения, происходящее под влиянием определенных стандартов чаще всего не является следствием и результатом постановки соответствующей цели и более или менее развернутого мыслительного действия (цепи мыслительных действий). Многочисленные наблюдения на выборах показывают, что для слу ...

Рекомендации.
Используемый нами подход к оценке трудностей обучения позволил экспериментальным путем раскрыть один из основных психологических механизмов, приводящих к неуспешности учения. Именно поэтому по отношению к младшему школьнику возникает специальная задача формирования саморегуляции. Эта задача заключается в том, чтобы на протяжении первых ...