Классификация методов и приемов психологического воздействия и их характеристика.
Страница 1

Психологическая информация » Психологическое воздействие в профессиональной деятельности следователя » Классификация методов и приемов психологического воздействия и их характеристика.

Психологические воздействия классифицируются по различным основаниям. Так, по характеру воздействия различают простое воздействие и сложное. Простое психологическое воздействие связано с реализацией детального плана последовательных действий, реализуемых за один сеанс общения. Как правило, простое воздействие обусловлено достижением всего одной или нескольких тактических целей. Сложное состоит из ряда простых, оно является средством или способом достижения стратегической цели. Например, для сотрудника - это решение профессиональной задачи: убеждение в необходимости сотрудничества, даче показаний, выдаче улик и пр.

По направленности воздействия оно может быть индивидуальным или социально-психологическим. Индивидуальное направлено на конкретного человека, социальное - на группу людей. Например, работа пресс-секретарей правоохранительных органов и возглавляющих их должностных лиц связана как раз с оказанием социально-психологического воздействия на общественное мнение.

Форма осуществления психологического воздействия может быть открытой, закрытой (неочевидной) и комбинированной. Открытая форма подразумевает обращение непосредственно к уровню сознания. Закрытая связана с использованием приемов, воздействующих на сферу подсознания (косвенное внушение, НЛП и др.) Комбинированная форма сочетает в себе обе предыдущие. Комбинированная форма требует высокой психологической подготовленности сотрудника, тщательной методической проработки либо привлечения специалиста из психологической службы.

По технической оснащенности различают субъектные воздействия и инструментальные. Субъектные - воздействия личности, слов, приемов, применяемых сотрудником, инструментальные - воздействия с помощью материальных объектов и условий (предъявление вещественного доказательства), выбора места (квартира, храм, место происшествия и пр.).

Способами реализации психологического воздействия являются приемы и методы его оказания. Общепринятой их классификации нет. Иногда выделяют только две группы методов: убеждение и принуждение. В других случаях такие способы психологического воздействия как разъяснение, убеждение, внушение, психологическое заражение и т.д.

А.Р. Ратинов применительно к следственной деятельности предлагал целую систему приемов воздействия, заимствованную из теории игр, а основным методом психологического воздействия назвал убеждение и переубеждение, заявив также о неприемлемости использования внушения.

Аналогичных взглядов о приоритете убеждения как метода воздействия и исключении внушения из арсенала следователя для оказания психологического воздействия на подследственных придерживаются многие сотрудники и юридические психологи.

А.В. Дулов, кроме метода убеждения, предлагает использовать в следственной деятельности методы передачи информации, маневрирования информации, постановки мыслительных задач и т.д., допуская возможность использования косвенного внушения.

Г.Г. Доспулов признает правомерность использования внушения положительных представлений, состояний, чувств подследственным, исключая только внушение содержания показаний. Но большее внимание исследователей и практиков деятельности по расследованию преступлений привлекало не обоснование методов, а предложение и обоснование приемов осуществления психологического воздействия

Страницы: 1 2 3

Детско-родительский опыт
Родители, как правило, являются для индивида значимыми людьми, поэтому осуществление ими родительской роли частично осознанно, а частично – неосознанно, впоследствии копируется в собственной семье: «какими мы стали родителями, в значительной степени зависит от того, что мы видели, пережили, ощутили в поведении собственных родителей»; «м ...

Влияние массовой культуры на интересы подростка
В свободное от школьных занятий время подростки реализуют различные возможности спонтанного усвоения социального опыта, черпая информацию из наиболее привлекательных для них коммуникационных каналов. Ряд интересов, видов их времяпрепровождения подростков мы попытались выстроить на основе выводов собственных исследований. Так, посмотрет ...

Общая характеристика особенностей развития эмоционально-волевой сферы у дошкольников с нарушениями зрения .
Эмоциональные переживания, связанные с дефектом, неясность целей и роли различных форм деятельности обусловливают различную степень интенсивности деятельности, ситуативность в поведении детей этого возраста, показывают зависимость формирования активности и самостоятельности от условий ее организации и управления. Нарушение зрения влияе ...