Классификация методов и приемов психологического воздействия и их характеристика.
Страница 2

Психологическая информация » Психологическое воздействие в профессиональной деятельности следователя » Классификация методов и приемов психологического воздействия и их характеристика.

В теме «Психология групп» мы с вами рассматривали формы межличностного взаимовлияния (убеждение, внушение, заражение, подражание), которые могут быть отнесены к основным методам психологического воздействия. В качестве форм психологического воздействия выступают также информирование, пример, поощрение, принуждение, воздействие технических средств.

Убеждение может осуществляться с помощью слова (разъяснение, доказательства, опровержение) и дела (на личном опыте, на опыте других).

Основными средствами применения примера являются примеры из жизни выдающихся людей, примеры из литературы и искусства, личный пример субъекта воздействия. Пи этом следует учитывать общественную ценность примера, совпадение с интересами объекта воздействия, яркость, эмоциональность, заразительность примера.

Средствами поощрения выступают: поощрения за определенные поступки, поощрительные жесты и мимика, поощрительные обращения. Основными условия действенности поощрения являются обоснованность и справедливость поощрения, своевременность, разнообразие, гласность поощрения, постепенное возрастание значимости его вида.

Основные формы принуждения – категорические требования, запрет, осуждение, наказание.

Методы психологического воздействия, более известные как криминалистические и используемые при допросе, мы будем рассматривать в соответствующей теме.

Выбор того или иного приема воздействия определяется целью воздействия, условиями, в которых оно осуществляется и состоянием объекта воздействия.

Кроме того, учитываются позиции, занимаемые воздействуемыми:

- сотрудничества, тогда применяются приемы стимулирования;

- конфронтации, тогда применяются приемы нейтрализации негативных проявлений;

- противоборства, тогда применяются приемы ликвидации негативных проявлений, их подавление.

Выделяются приемы психологического воздействия на мотивационно-потребностную сферу личности:

- при сотрудничестве – похвала, одобрение, благодарность, позитивное стимулирование, заинтересовывание;

- при конфронтации: критика, выражение обиды, недоумения, указание на несоответствие поведения нравственным нормам;

- при противоборстве – критика, разоблачение, выражение антипатии, моральное осуждение, негативное обобщение.

Классификация приемов психологического воздействия на интеллектуально-познавательную сферу личности:

при сотрудничестве – расширение представлений, стимулирование познавательных процессов, обучение;

при конфронтации – стимулирование мышления, конкретизация представления о ситуации принятия решения;

при противоборстве – создание неопределенностей, дезорганизация мышления постановкой трудных задач, дезорганизация мышления путем его перегрузки или посредством снижения способности к переключению.

Классификация приемов психологического воздействия на эмоционально-волевую сферу личности:

- при сотрудничестве – одобрение волевого усилия, внушение волевого состояния, консультирование, помощь в самомобилизации;

- при конфронтации – волевой приказ, вербализация и нейтрализация противодействующих волевому усилию механизмов;

Страницы: 1 2 3

Власть «пришельца»
В истории достаточно примеров, когда посторонние люди получали власть не вследствие захвата, а путем прямого приглашения. Классический пример в отечественной истории - Рюрик. В годы культа личности практиковалась ротация кадров – первые лица региональной власти менялись местами: уезжал один первый секретарь обкома, на его место «перевод ...

Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста с нормальным слухом
Первоначально память носит непроизвольный характер – в дошкольном возрасте дети обычно не ставят перед собой задачу что-либо запомнить. Развитие произвольной памяти у ребенка в дошкольный период начинается в процессе его воспитания и во время игр. Высшие психические процессы – сложные, прижизненно формирующиеся системные психические пр ...

Отношение к женщине
Для будущего отца не менее важным, чем для будущей матери, является взаимодействие с собственной матерью. Наиболее важным во взаимоотношениях с матерью является возрастной период мальчика до трех лет. Л.С.Выготский считал подражание источником возникновения всех специфических человеческих свойств сознания и видов деятельности. Содержани ...