Классификация методов и приемов психологического воздействия и их характеристика.
Страница 2

Психологическая информация » Психологическое воздействие в профессиональной деятельности следователя » Классификация методов и приемов психологического воздействия и их характеристика.

В теме «Психология групп» мы с вами рассматривали формы межличностного взаимовлияния (убеждение, внушение, заражение, подражание), которые могут быть отнесены к основным методам психологического воздействия. В качестве форм психологического воздействия выступают также информирование, пример, поощрение, принуждение, воздействие технических средств.

Убеждение может осуществляться с помощью слова (разъяснение, доказательства, опровержение) и дела (на личном опыте, на опыте других).

Основными средствами применения примера являются примеры из жизни выдающихся людей, примеры из литературы и искусства, личный пример субъекта воздействия. Пи этом следует учитывать общественную ценность примера, совпадение с интересами объекта воздействия, яркость, эмоциональность, заразительность примера.

Средствами поощрения выступают: поощрения за определенные поступки, поощрительные жесты и мимика, поощрительные обращения. Основными условия действенности поощрения являются обоснованность и справедливость поощрения, своевременность, разнообразие, гласность поощрения, постепенное возрастание значимости его вида.

Основные формы принуждения – категорические требования, запрет, осуждение, наказание.

Методы психологического воздействия, более известные как криминалистические и используемые при допросе, мы будем рассматривать в соответствующей теме.

Выбор того или иного приема воздействия определяется целью воздействия, условиями, в которых оно осуществляется и состоянием объекта воздействия.

Кроме того, учитываются позиции, занимаемые воздействуемыми:

- сотрудничества, тогда применяются приемы стимулирования;

- конфронтации, тогда применяются приемы нейтрализации негативных проявлений;

- противоборства, тогда применяются приемы ликвидации негативных проявлений, их подавление.

Выделяются приемы психологического воздействия на мотивационно-потребностную сферу личности:

- при сотрудничестве – похвала, одобрение, благодарность, позитивное стимулирование, заинтересовывание;

- при конфронтации: критика, выражение обиды, недоумения, указание на несоответствие поведения нравственным нормам;

- при противоборстве – критика, разоблачение, выражение антипатии, моральное осуждение, негативное обобщение.

Классификация приемов психологического воздействия на интеллектуально-познавательную сферу личности:

при сотрудничестве – расширение представлений, стимулирование познавательных процессов, обучение;

при конфронтации – стимулирование мышления, конкретизация представления о ситуации принятия решения;

при противоборстве – создание неопределенностей, дезорганизация мышления постановкой трудных задач, дезорганизация мышления путем его перегрузки или посредством снижения способности к переключению.

Классификация приемов психологического воздействия на эмоционально-волевую сферу личности:

- при сотрудничестве – одобрение волевого усилия, внушение волевого состояния, консультирование, помощь в самомобилизации;

- при конфронтации – волевой приказ, вербализация и нейтрализация противодействующих волевому усилию механизмов;

Страницы: 1 2 3

Психолого-педагогические основы проявления депрессивных состояний у подростков и их коррекция. Депрессия как эмоциональное состояние личности
Депрессия - это аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменениями мотивационной сферы, когнитивных представлений и общей пассивностью поведения. Субъективно человек испытывает, прежде всего, тяжелые, мучительные эмоции и переживания - подавленность, тоску, отчаяние. Различаются функциональные состоя ...

Факторы риска
Определенные аспекты человеческой жизни увеличивают вероятность попыток суицида. Изучение показало, что наиболее важный фактор суицида – ощущение человеком безнадежности. Лица с ощущением безнадежности могут рассматривать суицид как единственный способ решение своих проблем. Люди с душевными болезнями, расстройствами личности, а также л ...

Врожденные, генетические, приобретенные и культурно обусловленные сигналы
Несмотря на то, что проделано много исследований, ведутся горячие дискуссии по поводу того, являются ли невербальные сигналы врожденными или приобретенными, передаются ли они генетически или приобретаются каким-то другим путем. Доказательства были получены через наблюдения за слепыми, глухими, и глухонемыми людьми, которые не могли бы о ...