Классификация методов и приемов психологического воздействия и их
характеристика.Страница 2
В теме «Психология групп» мы с вами рассматривали формы межличностного взаимовлияния (убеждение, внушение, заражение, подражание), которые могут быть отнесены к основным методам психологического воздействия. В качестве форм психологического воздействия выступают также информирование, пример, поощрение, принуждение, воздействие технических средств.
Убеждение может осуществляться с помощью слова (разъяснение, доказательства, опровержение) и дела (на личном опыте, на опыте других).
Основными средствами применения примера являются примеры из жизни выдающихся людей, примеры из литературы и искусства, личный пример субъекта воздействия. Пи этом следует учитывать общественную ценность примера, совпадение с интересами объекта воздействия, яркость, эмоциональность, заразительность примера.
Средствами поощрения выступают: поощрения за определенные поступки, поощрительные жесты и мимика, поощрительные обращения. Основными условия действенности поощрения являются обоснованность и справедливость поощрения, своевременность, разнообразие, гласность поощрения, постепенное возрастание значимости его вида.
Основные формы принуждения – категорические требования, запрет, осуждение, наказание.
Методы психологического воздействия, более известные как криминалистические и используемые при допросе, мы будем рассматривать в соответствующей теме.
Выбор того или иного приема воздействия определяется целью воздействия, условиями, в которых оно осуществляется и состоянием объекта воздействия.
Кроме того, учитываются позиции, занимаемые воздействуемыми:
- сотрудничества, тогда применяются приемы стимулирования;
- конфронтации, тогда применяются приемы нейтрализации негативных проявлений;
- противоборства, тогда применяются приемы ликвидации негативных проявлений, их подавление.
Выделяются приемы психологического воздействия на мотивационно-потребностную сферу личности:
- при сотрудничестве – похвала, одобрение, благодарность, позитивное стимулирование, заинтересовывание;
- при конфронтации: критика, выражение обиды, недоумения, указание на несоответствие поведения нравственным нормам;
- при противоборстве – критика, разоблачение, выражение антипатии, моральное осуждение, негативное обобщение.
Классификация приемов психологического воздействия на интеллектуально-познавательную сферу личности:
при сотрудничестве – расширение представлений, стимулирование познавательных процессов, обучение;
при конфронтации – стимулирование мышления, конкретизация представления о ситуации принятия решения;
при противоборстве – создание неопределенностей, дезорганизация мышления постановкой трудных задач, дезорганизация мышления путем его перегрузки или посредством снижения способности к переключению.
Классификация приемов психологического воздействия на эмоционально-волевую сферу личности:
- при сотрудничестве – одобрение волевого усилия, внушение волевого состояния, консультирование, помощь в самомобилизации;
- при конфронтации – волевой приказ, вербализация и нейтрализация противодействующих волевому усилию механизмов;
Взаимосвязь саморегуляции в учебной деятельности и успеваемости младших
школьников (на материалах исследования).
Саморегуляция – это очень сложное системное образование, включающее в свой состав большое число компонентов. Причем разные исследователи выделяют различные компоненты саморегуляции. Мы в своем исследовании изучаем четыре параметра саморегуляции:
¨ самоконтроль в учебной работе;
¨ социальный самоконтроль;
¨ способность к в ...
Формы завершения конфликта
Типология конфликтов неоднозначна, конфликты изменчивы, не похожи друг на друга. В этой ситуации трудно указать на единые формы завершения конфликтов или искать какие-то универсальные способы их разрешения.
Прежде всего, необходимо сказать, что завершение конфликта – более широкое понятие, чем его разрешение. Конфликт может завершиться ...
Теоретическое обоснование проблем общения в социальной психологии. Понятие общения
Проблемы общения, его индивидуальные и возрастные особенности, механизмы протекания и изменения стали предметом изучения философов и социологов (Б.Д. Парыгин [22, С. 56]; НС. Кон [10, С. 45-55]), психологов (А.Н. Леонтьев [15, С. 23-43]) специалистов по социальной психологии Г.М. Андреева [2, С.37]), детской и возрастной (Я. Коломинский ...