Заключение

Можно привести примеров множество,

Что когда доходит мир до точки,

То в стада сбиваются ничтожества,

Мудрецы ж воюют в одиночку.

Э. Севрус

С одной стороны, человек - это исключительно социальное "животное" (именно поэтому одиночная камера считается одним из самых суровых наказаний - социальные муки страшнее физических). С другой стороны, в этом и слабость человека, т.к. наше сознание постоянно подстраивается под действия большинства.

Введение данной курсовой работы начиналось вопросами «Что такое толпа?», «Как вести себя, став заложником толпы?», и «Какие меры должны предпринять правоохранительные органы, чтобы «обезоружить» агрессивную толпу?».

В заключении, мы сделаем попытку, на основании нижеуказанной литературы, указать некоторые рекомендации, дающие ответ на один из этих вопросов.

Для того, чтобы не допускать возникновения такого явления, как агрессивная толпа, в первую очередь необходимо устранить долговременные условия, создающие чувства социальной неудовлетворенности, недовольства, отчаяния, безысходности. Если происходят какие-либо события, которые могут спровоцировать появление агрессивной толпы или толпа начинает собираться, то необходимо принимать срочные меры информационного, организационного и тактического плана к недопущению концентрации большого количества людей в одном месте. В частности, необходимо хотя бы временно изолировать от людей неформальных лидеров и зачинщиков беспорядков и задействовать людей, которые могли бы позитивно влиять на толпу. Однако если нам все же предстоит «иметь дело» с агрессивной толпой, то полезны следующие рекомендации:· без крайней необходимости не предпринимать никаких мер воздействия на толпу, ни в коем случае не пытаться сжать ее или вытеснить с занимаемого места, не допускать давки, возникновения паники;· блокировать подходы к толпе, не допуская ее пополнения, тянуть время – оно работает против толпы – люди устают и их активность снижается;· устранить эмоции, не отвечать на оскорбления, проявлять выдержку; это связано с тем, что для человека в толпе и для толпы в целом характерна импульсивность;· не следует вступать в разговоры с людьми - следует ограничиваться ответом: "Мы выполняем приказ"; это связано с тем, что у людей в толпе в силу преобладания эмоций понижается уровень интеллекта и доказывать им что-либо бессмысленно;· четко выполнять приказы руководства;· без необходимости не подпускать к себе людей;· постоянно (через устройства усиления речи) информировать людей о коридорах выхода, об ответственности, о применяемых мерах по устранению причин, по которым собралась толпа;· не следует препятствовать выходу людей из толпы, но только через указанные коридоры выхода, где должны быть организованны фильтрационные пункты;· следует предложить людям выделить из своей среды группу для ведения переговоров;· для общения с толпой и ведения переговоров необходимо использовать специально отобранных, и прошедших обучение старших офицеров;· переговоры следует вести не прерывая.Как мы говорили в самом начале работы, профессиональный интерес специалистов по социологии и психологии к анализу массового поведения возник еще в XIX веке. Тем не менее, важность изучения данной проблемы с течением времени не снизилась. Наоборот, окружающая нас действительность конкретными примерами доказывает, что у современных психологов есть необходимость вновь и вновь обращаться к трудам Г. Лебона, З. Фрейда, Г. Тарда , чтобы яснее представлять себе те механизмы, которые стирают индивидуальность человека, попавшего в толпу, и заставляют его действовать и принимать решения, не соотносимые с его истинными желаниями, потребностями и интересами. В данной работе мы сделали попытку проследить ход развития психологии толпы в России и за рубежом; определить методы изучения массового поведения; рассмотреть основные виды толпы; описать основные механизмы воздействия в толпе в контексте различных психологических теорий. При подготовке данной работы использовались труды известных ученых психологов, социологов, учебные издания по социальной психологии, а также источники по психологии в сети Интернет.

Особенности познавательных процессов у детей с ЗПР
Особенности познавательной сферы детей с ЗПР широко освещены в психолого-педагогической литературе (В.И. Лубовский, Т.П. Артемьева, С.Г. Шевченко, М.С. Певзнер и др.). Несмотря на большое количество классификаций, которые предлагали различные специалисты, работающие в этой области, все они выделяют общую структуру дефекта задержки психи ...

Когнитивные подходы к объяснению и коррекции депрессивных состояний у подростков
Когнитивная модель депрессии основывается на том положении, что ведущие симптомы депрессии, такие как печаль, слабость или полная утрата мотивации, суицидальные желания, находятся в зависимости от нарушения познавательных процессов. Выделяется комплекс когнитивных нарушений, ставший классическим: негативное видение окружающего мира и жи ...

Методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина
Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, пов ...