Психологические теории структуры личностиСтраница 1
Модель психической структуры личности сложилась в психоанализе 3. Фрейда в процессе длительной психотерапевтической практики. На ее сущностное и мировоззренческое обоснование оказали воздействие философские теории Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, влиянию которых Фрейд был подвержен в поздний период своей деятельности [23, с.10].
Человеческая психика, согласно Фрейду, включает в себя три области - системы психического: сознательное, бессознательное и предсознательное, которые находятся между собою в состоянии непрерывного взаимодействия [23, с.18].
Для первых двух систем - сознательного и бессознательного - характерна постоянная напряженная борьба, определяющая функционирование всей психической жизни человека. Результатом этой борьбы выступает каждый душевный акт и человеческий поступок.
Необходимой и крайне важной составной частью психической структуры является система бессознательного. Именно она, по утверждению Фрейда, служит источником всех психических сил и энергий личности. В статье "Некоторые замечания относительно понятия бессознательного в психоанализе", Фрейд предложил для обозначения этой системы использовать сочетание Ubw (начальные буквы немецкого Unbewust бессознательное). Позднее в работе "Я и Оно" эта система получила обозначение Оно [23, с. 20].
Что же представляет собой бессознательное?
Прежде чем дать его определение, Фрейд делает замечание, что "психическое" и "сознательное" - понятия неидентичные. Их нельзя отождествлять, так как в психике человека наличествуют очень интенсивные скрытые представления, присутствие которых человек не замечает и не осознает, но они проявляются в оговорках, ошибках памяти и речи, забывании имен и т.д.
Зачастую в психической структуре личности происходит столкновение нравственных и прагматичных (выгодных для дела) суждений. Иногда партнеру приходится делать нравственный выбор, отказавшись от удачной деловой операции. Тем более, что партнеры в деловом общении выступают как личности, значимые друг для друга.
Разделяя общий фрейдовский подход к психике личности как многоуровневой, Юнг в отличие от Фрейда отвергает пансексуалистскую трактовку либидо как основу поведения личности. Основным проявлением психической структуры личности и источником ее конфликтов в общении, по мнению Юнга, выступает не либидо, а "психическая энергия как таковая" [23, с.25].
Под этим понятием Юнг подразумевает все более или менее определенно сраженные и оформленные "душевные побуждения или силы", энергия которых рождается из взаимодействия противоположностей, подобно энергии физических явлений.
Подчеркивая своеобразие психической энергии, ее не сводимость к биохимическим процессам мозга, Юнг настаивает на ее личностной природе, которая однако не творится человеческим индивидуумом по произволу, а, напротив, сама пре формирует (преобразует) его в процессе пробуждения феномена сознания. При этом в качестве фундамента психики индивида, придающего определенную форму ее содержанию, выступает коллективное бессознательное, составляющее наиболее глубинный уровень бессознательного и существенно отличное от личностного бессознательного. Гипотеза Юнга о коллективном бессознательном явилась качественно новым моментом в трактовке психической структуры личности. Она обусловила и своеобразие его подхода к пониманию соотношения и взаимосвязи элементов и систем психики индивида. Наиболее обстоятельное обоснование этому феномену психики было дано Юнгом в статье "Понятие коллективного бессознательного". В ней Юнг кратко определил содержание и психологическое значение коллективного бессознательного [23, с.28].
Развитие личности ребенка раннего возраста
Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда потребностей ребенка. Важнейшие из них: потребность в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт; потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей, а так ...
Методики диагностики и коррекции долговременных программ, формирующих
жизненный путь личности. Выявление долговременных
программ. (методика «психологическая автобиография»)
На протяжении жизненного пути в едином адаптационном процессе одновременно и во взаимосвязи происходит функционирование соматических, личностных и социально-психологических переменных человека, что обусловлено многофункциональностью и разнонаправленностью жизненного пути. Уровни соматического, личностного и социально-психологического фу ...
Конструктивная деятельность детей с нарушением зрения. Общая
характеристика конструктивной деятельности детей с нарушениями зрения.
Анализ конструктивной деятельности детей с нарушением зрения показывает. Что наиболее результативным способом его осуществление является выявление и усвоение правила конструирования в процессе обследования образца и создание его модель в умственном плане.
Процесс сравнения воспринимаемого с образами представлений является наиболее эффе ...