Психологические теории структуры личности
Страница 1

Модель психической структуры личности сложилась в психоанализе 3. Фрейда в процессе длительной психотерапевтической практики. На ее сущностное и мировоззренческое обоснование оказали воздействие философские теории Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, влиянию которых Фрейд был подвержен в поздний период своей деятельности [23, с.10].

Человеческая психика, согласно Фрейду, включает в себя три области - системы психического: сознательное, бессознательное и предсознательное, которые находятся между собою в состоянии непрерывного взаимодействия [23, с.18].

Для первых двух систем - сознательного и бессознательного - характерна постоянная напряженная борьба, определяющая функционирование всей психической жизни человека. Результатом этой борьбы выступает каждый душевный акт и человеческий поступок.

Необходимой и крайне важной составной частью психической структуры является система бессознательного. Именно она, по утверждению Фрейда, служит источником всех психических сил и энергий личности. В статье "Некоторые замечания относительно понятия бессознательного в психоанализе", Фрейд предложил для обозначения этой системы использовать сочетание Ubw (начальные буквы немецкого Unbewust бессознательное). Позднее в работе "Я и Оно" эта система получила обозначение Оно [23, с. 20].

Что же представляет собой бессознательное?

Прежде чем дать его определение, Фрейд делает замечание, что "психическое" и "сознательное" - понятия неидентичные. Их нельзя отождествлять, так как в психике человека наличествуют очень интенсивные скрытые представления, присутствие которых человек не замечает и не осознает, но они проявляются в оговорках, ошибках памяти и речи, забывании имен и т.д.

Зачастую в психической структуре личности происходит столкновение нравственных и прагматичных (выгодных для дела) суждений. Иногда партнеру приходится делать нравственный выбор, отказавшись от удачной деловой операции. Тем более, что партнеры в деловом общении выступают как личности, значимые друг для друга.

Разделяя общий фрейдовский подход к психике личности как многоуровневой, Юнг в отличие от Фрейда отвергает пансексуалистскую трактовку либидо как основу поведения личности. Основным проявлением психической структуры личности и источником ее конфликтов в общении, по мнению Юнга, выступает не либидо, а "психическая энергия как таковая" [23, с.25].

Под этим понятием Юнг подразумевает все более или менее определенно сраженные и оформленные "душевные побуждения или силы", энергия которых рождается из взаимодействия противоположностей, подобно энергии физических явлений.

Подчеркивая своеобразие психической энергии, ее не сводимость к биохимическим процессам мозга, Юнг настаивает на ее личностной природе, которая однако не творится человеческим индивидуумом по произволу, а, напротив, сама пре формирует (преобразует) его в процессе пробуждения феномена сознания. При этом в качестве фундамента психики индивида, придающего определенную форму ее содержанию, выступает коллективное бессознательное, составляющее наиболее глубинный уровень бессознательного и существенно отличное от личностного бессознательного. Гипотеза Юнга о коллективном бессознательном явилась качественно новым моментом в трактовке психической структуры личности. Она обусловила и своеобразие его подхода к пониманию соотношения и взаимосвязи элементов и систем психики индивида. Наиболее обстоятельное обоснование этому феномену психики было дано Юнгом в статье "Понятие коллективного бессознательного". В ней Юнг кратко определил содержание и психологическое значение коллективного бессознательного [23, с.28].

Страницы: 1 2 3

История психодиагностики
Психодиагностика прошла значительный путь развития и становления. Ее предыстория как практики прослеживается с III тысячелетия до н.э., к которому относятся сведения о существовании в ряде стран (Древний Египет, Китай, позднее-Древняя Греция, Вьетнам) систем конкурсных испытаний для людей, претендующих на государственные должности или ж ...

Психофизические состояния, возникающие успортсменов в спортивной деятельности, в психолого-педагогической и методической литературе. Понятие вопроса. История. Роль и их значение
«Психофизические состояния – целостная реакция человека на внешнее и внутреннее воздействие, возникающие при выполнении значимой для человека деятельности, направленные на достижение полезного результата» [14, с.135]. «Психические состояния — важнейшая область внутреннего мира человека, имеющего определенное внешнее выражение» [7, с.2] ...

Что помогает и что мешает общению…
Основная цель общения между людьми — достигнуть взаимопонимания. Но это сделать непросто. Почему с одними людьми нам легко общаться, а с другими — трудно? Отчего с кем-то мы ладим, а с кем-то все время ссоримся? Понятно, гораздо проще наладить взаимоотношения с человеком, с которым существуют так называемые точки соприкосновения. Прежде ...