Психологические теории структуры личности
Страница 2

Закон конгруэнтности, наиболее обстоятельно разработанный в концепции американского психолога Карла Роджерса - одного из основателей гуманистической психологии. В отличие от Фрейда и Юнга К. Роджерс при рассмотрении психики личности опирается на принцип ее само актуализации. Согласно этому принципу основной мотив поведения личности - стремление к самоактуализации. Она состоит в реализации личностью своих способностей с целью сохранить жизнь, сделать себя более сильной, а жизнь - более удовлетворяющей ее [23, с.32].

Самоактуализация происходит в борьбе и преодолении препятствий в личной и социальной жизни. Ей более свойственны открытость, опора на себя, а не инертность, не защитные психологические реакции.

Самоактуализация личности происходит и в межличностном общении, где процессы оценивания, понимания и сопереживания могут привести к более тесному психологическому взаимодействию. При этом общение является более свободным тогда, когда у обоих партнеров наблюдается соответствие опыта, осознания и сообщения. Конгруэнтность и означает точное "соответствие опыта, осознания и сообщения".

Совершенно иной подход к пониманию психики личности, отличный от фрейдистского и подходов, предложил американский психолог Джордж Келли (1905-1967), представитель когнитивного направления в психологии.

Свою довольно оригинальную концепцию психики личности Джордж Келли назвал теорией личностных конструктов. Она рассматривает человека как ученого-исследователя, который судит о своем окружении, о жизненных ситуациях с помощью определенных понятийных систем - моделей интерпретации действительности. Келли обозначил их как "личностные конструкты" [23, с.50].

По своему содержанию личностный конструкт - это набор идей, понятий, суждений, которые использует человек, чтобы осознать, интерпретировать или предсказать свой опыт. Если конструкт помогает человеку прогнозировать жизненные ситуации, он сохранит его. Если же прогностическая эффективность конструкта мала, то он будет подвергнут пересмотру или вовсе отброшен.

У каждого человека складывается своя собственная уникальная система конструктов и люди отличаются друг от друга этими системами.

К примеру, если деловые партнеры по-разному интерпретируют одно и то же событие, то это означает, что каждый из них воспринимает его с помощью своих личностных конструктов, необходимых ему для создания непротиворечивой картины мира. Чтобы понять партнера, надо знать что-то о его личностных конструктах. Осмысление психологических качеств личности каждым из партнеров происходит в терминах схожести и контраста ("дружеский - враждебный", "умный - глупый", "мужской - женский", "хороший - плохой") [23, с.58].

Келли предполагал, что в основе формирования личностных конструктов лежит когнитивный процесс наблюдения сходства и различий. При этом в когнитивном акте необходимо присутствие трех элементов, два из которых должны быть схожи в пределах одного и того же контекста, а третий - отличаться от первых двух. (Например, партнеры Иванов и Петров - честны, а Сидоров - нет). То есть все личностные конструкты биполярны и дихотомичны. Подобно магниту они имеют два противоположных полюса: полюс сходства (эмерджментный полюс) и полюс контраста (имплицитный полюс).

Страницы: 1 2 3

Восприимчивость, Интуиция и Предчувствия
Когда мы говорим, что человек чувствителен и обладает интуицией, мы имеем в виду, что он (или она) обладает способностью читать невербальные сигналы другого человека и сравнивать эти сигналы с вербальными сигналами. Другими словами, когда мы говорим, что у нас предчувствие, или что "шестое чувство" подсказывает нам, что кто-то ...

История понятия успешности личности. Воспитание успешной личности в Древней Греции. Критерии успешности гражданина
О развитии характера и воспитании гражданина ученые задумываются издревле, со времени возникновения первых государств. Цель воспитания заключается в подготовке подрастающего поколения к выполнению определенных общественных функций. Несмотря на различие особенностей жизни и традиций полисов Древней Греции, принципы воспитания в них были ...

Развитие понятия успешности. Трансформация понятия успешности в связи с промышленной революцией в Западной Европе
В конце 18 века назрела необходимость реформирования всей экономической жизни и принципов хозяйствования и, соответственно, появилась необходимость менять социальные установки, традиции и привычки. Социальные и экономические перемены этого периода имели далеко идущие последствия, поэтому о нем и говорят как о революции. На протяжении вс ...