Введение

Мама… Это слово отзывается в сердце едва ли не каждого из нас сложной, порой противоречивой гаммой чувств: любовь, обида, благодарность, раздражение, стремление что-то доказать, нежность, разочарование, боль – все это сплетается в нашей душе в тугой и плотный клубок, который мы не всегда можем распутать. В современном психоанализе до сих пор не утихают споры о важности материнской фигуры в развитии человека. Разные школы придерживаются разных точек зрения, но сама эмоциональная насыщенность темы говорит о том, что она – одна из главных, определяющих и всегда актуальных.

Изучение материнства – важная задача в современной психологии. Это объясняется тем, что мать – первый человек, который вносит свой вклад в развитие ребенка и влияет на формирование его личности и ход жизни в целом. Изучая механизмы, виды, тенденции и закономерности в материнском поведении, можно привнести много нового в интерпретации каких-либо проблем в других сферах психологии.

Идеальная мать… Наверно, каждая женщина хотела бы стать такой для своего ребенка. Но каков этот идеал? К чему стремятся современные матери? Установки на материнскую роль, понятия "как надо" формируются у каждой женщины вне зависимости от того, какие жизненные обстоятельства у нее складываются.

В нашей работе мы хотели проследить, насколько похожи установки на материнство и некоторые аспекты семейной жизни у трех поколений женщин, связанных родством. Безусловно, от поколения к поколению какие-то материнские черты передаются без особых изменений, становясь стереотипами поведения. Другие, наоборот, меняются с течением времени, и зависеть это может от изменений в обществе.

Кроме того, мы хотели выявить аналогичные установки у девочек, по каким-либо причинам оставшимся без материнского воспитания и общения. Их модель материнства строится без непосредственного участия матери, но с присутствием негативного семейного опыта. Мы считаем важным сравнение степени выраженности конкретных установок у девушек с разными условиями воспитания (семья и детский дом) для определения паттернов материнского поведения. В ситуации отсутствия различий, мы можем говорить о влиянии на формирование установок материнства каких либо других факторов, а не предыдущего материнского опыта.

Цель исследования: выявить материнские паттерны у женщин трех поколений и сравнить их с установками на выполнение роли матери воспитанниц детских домов, не имеющих родственников по женской линии.

Задачи исследования:

· выявить установки на выполнение роли матери у женщин трех поколений, передающиеся и непередающиеся от поколения к поколению;

· выявить материнские установки у девушек, воспитывающихся вне семьи;

· обнаружить взаимосвязи между материнскими установками девушек, воспитывающихся в семьях, и материнскими установками их матерей и бабушек; выявить существующие модели поведения переходящие из поколения в поколение;

· сравнить материнские установки девушек, передающиеся в поколениях, с аналогичными установками девушек, воспитывающихся в семье и вне семьи.

Объект нашего исследования – особенности материнского поведения. Предмет исследования – паттерны материнских установок у женщин.

В качестве гипотез исследования выступили следующие предположения:

1. Существуют материнские установки на выполнение роли матери в семье, которые передаются из поколения в поколение;

2. Существуют материнские установки, которые от поколения к поколению "нарастают" и материнские установки, которые "изживают себя";

3. Материнские установки девушек, воспитывающихся в семьях, не совпадают с материнскими установками воспитанниц детских домов.

В исследовании была использована методика:

1. Методика PARI Е. Шеффер и Р. Белла, адаптированная Т.В. Нещерет [Райгородский Д.Я., 2005].

Дополнительные методы этнопсихологических исследований
К числу дополнительных методов этнопсихологических исследований обычно относят метод изучения этнических стереотипов, метод контент-анализа, количественные методы, моделирование, региональная картотека человеческих умений, тренинг кросскультурных умений. Метод изучения этнических стереотипов представляет собой использование специальных ...

Особенности невербальной коммуникации
Невербальная коммуникация, а именно язык мимики и жестов человека – это индикаторы ее внутреннего душевного состояния, мыслей, эмоций и желаний, ведь практически никто не может сказать что-либо без интонации, мимики, жестов. Именно это отличает невербальную коммуникацию от вербальной. Человек постоянно находится в позе, которую можно оп ...

Психологическая структура взаимопонимания
В психологической науке взаимопонимание рассматривается как комплексный феномен, состоящий, по крайней мере, из четырех компонентов. Во-первых, взаимопонимание - это согласование индивидуальных точек зрения на объект понимания - природного явления, социального события, обсуждаемой темы и т.п. Объектом понимания всегда является и фрагме ...