Введение

Мама… Это слово отзывается в сердце едва ли не каждого из нас сложной, порой противоречивой гаммой чувств: любовь, обида, благодарность, раздражение, стремление что-то доказать, нежность, разочарование, боль – все это сплетается в нашей душе в тугой и плотный клубок, который мы не всегда можем распутать. В современном психоанализе до сих пор не утихают споры о важности материнской фигуры в развитии человека. Разные школы придерживаются разных точек зрения, но сама эмоциональная насыщенность темы говорит о том, что она – одна из главных, определяющих и всегда актуальных.

Изучение материнства – важная задача в современной психологии. Это объясняется тем, что мать – первый человек, который вносит свой вклад в развитие ребенка и влияет на формирование его личности и ход жизни в целом. Изучая механизмы, виды, тенденции и закономерности в материнском поведении, можно привнести много нового в интерпретации каких-либо проблем в других сферах психологии.

Идеальная мать… Наверно, каждая женщина хотела бы стать такой для своего ребенка. Но каков этот идеал? К чему стремятся современные матери? Установки на материнскую роль, понятия "как надо" формируются у каждой женщины вне зависимости от того, какие жизненные обстоятельства у нее складываются.

В нашей работе мы хотели проследить, насколько похожи установки на материнство и некоторые аспекты семейной жизни у трех поколений женщин, связанных родством. Безусловно, от поколения к поколению какие-то материнские черты передаются без особых изменений, становясь стереотипами поведения. Другие, наоборот, меняются с течением времени, и зависеть это может от изменений в обществе.

Кроме того, мы хотели выявить аналогичные установки у девочек, по каким-либо причинам оставшимся без материнского воспитания и общения. Их модель материнства строится без непосредственного участия матери, но с присутствием негативного семейного опыта. Мы считаем важным сравнение степени выраженности конкретных установок у девушек с разными условиями воспитания (семья и детский дом) для определения паттернов материнского поведения. В ситуации отсутствия различий, мы можем говорить о влиянии на формирование установок материнства каких либо других факторов, а не предыдущего материнского опыта.

Цель исследования: выявить материнские паттерны у женщин трех поколений и сравнить их с установками на выполнение роли матери воспитанниц детских домов, не имеющих родственников по женской линии.

Задачи исследования:

· выявить установки на выполнение роли матери у женщин трех поколений, передающиеся и непередающиеся от поколения к поколению;

· выявить материнские установки у девушек, воспитывающихся вне семьи;

· обнаружить взаимосвязи между материнскими установками девушек, воспитывающихся в семьях, и материнскими установками их матерей и бабушек; выявить существующие модели поведения переходящие из поколения в поколение;

· сравнить материнские установки девушек, передающиеся в поколениях, с аналогичными установками девушек, воспитывающихся в семье и вне семьи.

Объект нашего исследования – особенности материнского поведения. Предмет исследования – паттерны материнских установок у женщин.

В качестве гипотез исследования выступили следующие предположения:

1. Существуют материнские установки на выполнение роли матери в семье, которые передаются из поколения в поколение;

2. Существуют материнские установки, которые от поколения к поколению "нарастают" и материнские установки, которые "изживают себя";

3. Материнские установки девушек, воспитывающихся в семьях, не совпадают с материнскими установками воспитанниц детских домов.

В исследовании была использована методика:

1. Методика PARI Е. Шеффер и Р. Белла, адаптированная Т.В. Нещерет [Райгородский Д.Я., 2005].

Об аддиктивном поведении
Концепция, что люди могут быть зависимы от разных форм поведения, находит подтверждение в нашей повседневной жизни. Многие из нас знают кого-то, кто проводит слишком много времени в Интернете, или чрезмерно увлекается спортивными тренировками, или буквально не отходит от телевизора, смотря все подряд. На Западе такие люди получили назва ...

Особенности речевого развития детей раннего возраста
Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Речь перестраивает все психические процессы ребёнка: восприятие, мышление, память, чувства, желания. Она открывает возможности для совершенно новых и специфически человеческих форм внешней и внутренней жизни - сознания, воображения, планирования, управления свои ...

Социально-философский анализ роли семьи.
Формирование духовно-нравственных основ личности составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно-развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются ...