Теоретические основы исследования. Материнство. Материнство и его основные компоненты
Страница 1

Психологическая информация » Трансгенерационные паттерны материнского поведения » Теоретические основы исследования. Материнство. Материнство и его основные компоненты

Материнство – сложный феномен, имеющий физиологические механизмы, эволюционную историю, культурные и индивидуальные особенности.

В каждой культуре есть целый институт материнства, который в качестве составной части включает в себя способы воспитания женщины как матери. Эти способы рассчитаны на то, что часть содержания своих функций мать будет осознавать, а часть – нет. Соответственно, в общественном сознании также не все функции матери полностью осознаются. Часть из них представлена в форме поверий, примет, суеверий и т.п. Все вместе это может быть охарактеризовано как конкретно-культурный "путь к модели" материнства, которое само по себе есть инструмент, созданный природой и обществом для "производства" ребенка как представителя своего вида и своей культуры. В обществе постоянно происходят изменения модели материнства и детства, соответствующие изменению в самих общественных отношениях [Шнейдер Л.Б., 2000]. Элизабет Бадинтер писала: "Женщина становится лучшей или худшей матерью в зависимости от того, ценится или же обесценивается в обществе материнство".

В современном обществе происходит разрыв межпоколенных связей, потеря традиционных способов опыта и оформления материнско-детского взаимодействия. Женщина на пороге материнства оказывается неосведомленной об элементарных особенностях развития ребенка и своих функциях в уходе за ним и общении. Кроме того, уменьшение количества детей в семье ведет к тому, что часто первый младенец, с которым встречается мать, - это ее собственный ребенок [Шнейдер Л.Б., 2000].

Материнство, как психосоциальный феномен, рассматривается с двух основных позиций: материнство как обеспечение условий для развития ребенка (в частности материнско-детские взаимоотношения) и материнство как часть личностной сферы женщины (например, удовлетворенность женщины своей материнской ролью).

Под ролью в психологии и социальной психологии чаще всего понимаются "нормативно одобренные формы поведения, ожидаемые от индивида, занимающего определенную позицию в системе общественных и межличностных отношений" [Петровский А.В., Ярошевский М.Г., 1985]. Кроме самого поведения, в понятие "роль" включаются также "желания и цели, убеждения и чувства, социальные установки, ценности и действия, которые ожидаются или приписываются человеку, занимающему в обществе определенное положение" [Петровский А. В., Ярошевский М. Г., 1985].

Это полностью относится и к семейным ролям "отец", "мать", "муж", "жена", "ребенок", "родственник". Так, от любой матери ожидается, что она будет заботиться о своих детях. В роль "матери" входит и комплекс чувств, важнейшее из которых — любовь к детям. Мать — это не только определенные поведение и чувства, но и цели, к достижению которых она должна стремиться, а именно воспитать своих детей, вырастить из них достойных людей. [Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., 2000].

Феномен материнства – явление динамическое, включающее в себя процесс становления и развития (формирование установок, затем совершенствование материнского поведения, пересмотрение установок).

На стадии развитой формы материнство включает в себя [Овчарова Р.В., 2003]:

1. Родительские ценности

2. Установки и ожидания

3. Родительское отношение

4. Родительские чувства

5. Родительские позиции

6. Родительскую ответственность

7. Стиль семейного воспитания

Страницы: 1 2

Счастье и потребности
Да, именно удовлетворения потребностей является основным способом достижения счастья. Хотя взаимосвязь счастья и потребностей может рассматриваться с двух сторон, так как сама потребность может означать для человека одновременно зависимость от чего-либо и стремление к нему. С одной стороны, удовлетворение элементарной потребности может ...

Исследование роли треннинга общения в стабилизации эмоциональной сферы личности офицера. Организация и методы исследования
Проводилось исследование особенностей влияния тренинга общения на эмоциональную сферу личности офицера с целью изучения возможности применения тренинга общения как формы оказания психологической помощи. В процессе проведения исследования была сформулирована гипотеза: необходимо оказывать психологическую помощь военнослужащим для стабил ...

Методика «Рисунок семьи»
По результатам методики «Рисунок семьи», можно сделать следующий вывод: у семи детей из десяти проявляются такие особенности как снижение самооценки – дети рисуют себя либо дальше от семьи, чем других ее членов (3 ребенка), либо не рисуют вообще (1 ребенок). Причиной отсутствия автора на рисунке могут быть трудности самовыражения при об ...