Психологические подходы к изучению свойств личности в профориентации
Страница 1

Психологическая информация » Эмоциональные особенности личности социономов » Психологические подходы к изучению свойств личности в профориентации

Большое количество исследовательских работ в этой области (например, работы Гуревича, Мерлина, Климова) посвящено тому, что авторы на примере разных видов трудовой деятельности, учебной деятельности показали, что ее результат может быть одинаковым у людей с разными свойствами нервной системы.

Главное от чего зависит результат это то, насколько у человека сформирован индивидуальный стиль деятельности - фактор, показывающий насколько человек приспосабливается к деятельности. Индивидуальный стиль деятельности - это набор способов выполнения деятельности, их специфическое сочетание. Если человеку удалось сформировать индивидуальный стиль деятельности, то на результатах его деятельности свойства нервной системы отражаться не будут.

Первоочередная задача профориентации - психологическое изучение и описание профессии с целью профессиональной ориентированной консультации, профессионального отбора молодежи и формирования у учащихся профтехучилищ профессиональных способностей и призвания. Эта задача решается одним из разделов психологии труда - психологической профессиограффии, разрабатываемой не только психологами, но и педагогами-практиками и являющейся частью синтетической науки - профессиологии.

Вторая задача - определить соответствие их способностей требованиям производства и изыскать меры по развитию недостаточно развитых для данного вида деятельности способностей или переключения того или иного человека на другую профессию, к которой он более способен.

В свою очередь профориентации нацелена на то, чтобы приблизить человека, личность в соответствии с его личностными особенностями к выбору профессиональной деятельности, которая бы наиболее соответствовала конструктивным особенностям личности.

Исследования психологии достаточно четко определили круг особенностей личности, которые выражаются в профессиональной склонности того или иного человека к тому или иному виду труда.

Наиболее популярным исследованием в вопросах профессиональной принадлежности и склонности является исследование Климова.

В этом исследование прослеживаются следующие психологические особенности направленности личности к трудовой деятельности. Климов разделил все виды деятельности человека на 4 типа профессиональных ориентаций личности, это Субъект в профессиях типа "Человек - живая Природа", Субъект в профессиях типа "Человек – Человек", Субъект в профессиях типа "Человек - Техника и неживая природа", Субъект в профессиях типа "Человек - Знаковая система" [22, с.128].

Рассмотрим кратко характеристику каждого перечисленного направления.

Субъект в профессиях типа П ("Человек - живая Природа"). Работник усматривает мир (и мир волнует его) прежде всего со стороны имеющих место биотических (связанных с жизнью в биологическом смысле этого слова) и абиотических явлений, обретений и утрат в эфой области. Земля в его сознании - носитель биосферы, всего живого и условий его существования. Представители профессий этого типа умеют делать, создавать, корректировать биотические (связанные с жизнью в биологическом смысле этого слова) средства, условия существования и развития людей. Речь идет о растениях, животных, микроорганизмах и условиях их среды как предмете труда (то есть предмете распознания, воздействия, проектирования и построения, сохранения).

Субъект в профессиях типа Т ("Человек - Техника и неживая природа"). Работники выделяют в мире, удерживают в сознании (и, соответственно, эмоционально переживают) прежде всего, такие целостности, как реализованные полезные вещественные придумки, усиливающие возможности человека в полезной деятельности, высвобождающие его от рабочих нагрузок и даже превосходящие человека в реализации многих его функций (в приложении физических усилий, в быстроте, точности, ловкости, неутомимости не только физических, но и умственных действий).

Цивилизация, культура, история человечества, с их точки зрения, - это прежде всего достижения научно-технической революции, создание придумок указанного выше рода - электродвигателей, радио, ЭВМ. Страны и континенты, местности па земле - это как бы недетализированные зоны, точки, между которыми пролегают ясно представляемые линии связи, электропередач, "нитки" газопроводов, теплотрассы и т.п. Зато сами технические объекты детализированы. Тут и жилы кабеля, и строгая логика работы механизмов, и грозоразрядники, и следы коррозии на контактах, и незначительные повреждения изоляции, которые важно замечать и пр.

Страницы: 1 2 3

Особенности развития восприятия у детей раннего возраста
В психологической литературе указывается, что органы чувств новорождённого начинают функционировать с моменты рождения. Уже у месячного ребёнка можно зафиксировать следящие движения глаз [3]. Зрительное сосредоточение, т.е. способность фиксировать взор на предмете, появляется на втором месяце жизни. Первые дни и недели – чрезвычайно бл ...

Особенности формирования материнских установок у девушек, воспитывающихся без матерей. Сиротство как особая система формирования материнских установок
Для исследования материнских установок девочек, воспитывающихся без матерей, следует хотя бы в некоторой степени ознакомится с условиями той системы, в которой эти установки формируются, а именно – с явлением сиротства и последствиями, которые оно накладывает на формирование личности ребенка и, как следствие, на формирование материнства ...

Фактор Q1 “Консерватизм – радикализм”
При низких оценках человек характеризуется консервативностью, устойчивостью по отношению к традиционным трудностям, он знает, во что должен верить и, несмотря на несостоятельность каких-то принципов, не ищет новых, с сомнением относится к новым идеям, склонен к морализации и нравоучениям. Он противится переменам и не интересуется аналит ...