Сценарий воспроизведения детско-родительских отношений
Страница 1

Психологическая информация » Трансгенерационные паттерны материнского поведения » Сценарий воспроизведения детско-родительских отношений

Понятие "сценарий" впервые было использовано американским психотерапевтом Э. Берном. Он определил его как постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется . еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей [Э.Берн;1992]. Это своего рода бессознательное принятие ребенком предписывающего "образа" будущей взрослой жизни. Истоки многих жизненных сценариев, по Берну, лежат даже не в родительской семье, а в более ранних поколениях. Автору удалось проследить трансляцию сценария "Мой сын будет врачом" на протяжении пяти поколений.

Н. Пезешкиан считал, что от одного поколения к другому передаются стратегии переработки конфликтов и формирования симптомов, структуры мировоззрения и структуры отношения, которые переходят от родителей к детям. Он назвал это "семейные концепции"; они берут начало в критических переживаниях одного из членов семьи, в религиозных и философских идеях, укореняются, усваиваются детьми и снова передаются следующему поколению. Примеры семейных концепций могут быть такими: "Что скажут люди", "Верность до смерти", "Ничего не дается легко" и т.п.

В отечественной психологии Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис рассматривают патологизирующее семейное наследие, характерное для дисфункциональных семей как формирование, фиксацию и передачу эмоционально-поведенческого реагирования от прародителей к родителям, от родителей к детям, внукам и т.д. Ригидные, иррациональные, жестко связанные между собой убеждения, заимствованные у представителей старшего поколения, формируют личность, малоспособную к адаптации, страдающую пограничными нервно-психическими расстройствами [Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова; 2002].

В практических исследованиях психотерапевты обнаружили важнейшую закономерность: неосознанную тенденцию повторять модель отношений своих родителей в собственной семье. Психологический механизм этого процесса можно представить следующим образом: человек воспроизводит не свое поведение и не поведение других людей по отношению к себе, а усваивает путем неосознанного подражания поведение людей по отношению друг к другу, и только тех людей, которые значимы для него.

Обнаружены и другие закономерности: ребенок обучается своей будущей супружеской роли, мысленно отождествляя себя с родителем того же пола. Что касается родителя противоположного пола, то его образ очень важен при выборе будущего партнера. Вероятность гармоничного союза между мужчиной и женщиной напрямую определяется сходством моделей семей, из которых происходят супруги.

В общем целом сценарий социализации и воспроизводства семьи выглядит так:

1. Дети первоначально получают в качестве образца модель отношений супругов в родительской семье.

2. Затем они проигрывают эти отношения, выступая в разных ролях в играх с братьями или сестрами или сверстниками.

3. На основе оценки сходства моделей семьи они выбирают партнера и воспроизводят структуру ролевых отношений родительской семьи в своей новой семье [Э.Берн;1992].

Получается, что родительская семья – а именно сложившиеся сценарии детско-родительских отношений – несет в себе богатый материал для становления материнских установок и, следовательно, материнского поведения в целом.

Страницы: 1 2

Организация работы по исследованию памяти у дошкольников с ЗПР. Цель, этапы и организация исследования
Исследование было организовано на базе ДОУ № 20 и проходило в течение 2007 года. Контингент обследуемых в экспериментальной группе составили 8 дошкольников (4 мальчиков и 4 девочки) 6-7-летнего возраста. Это дети, у которых стоит диагноз «задержка психического развития» разного генеза (см. Приложение 2). По данным бесед с работниками Д ...

Психология потерпевшего
Психологическая характеристика потерпевшего Автор целиком и полностью согласен с В.Л. Васильевым, который выделяет в своей работе психологию потерпевшего в отдельную главу в отличие от других авторов. Психология потерпевшего изучает факторы формирования его личности, поведение до совершения преступления, в момент совершения и после со ...

Анализ состояния проблемы в практике. Констатирующий эксперимент.
Стремление рисовать присуще детям старшего дошкольного возраста. Оно свидетельствует о развитии мышления и потребности выразить себя. Рисование, как игра, - это не только отражение в сознании детей окружающей действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Поэтому через рисунки можно лучше понять интересы детей, их г ...