Практическое исследование проявления агрессии. Методы исследования агрессивного поведения
Страница 4

Психологическая информация » Особенности человеческой агрессии » Практическое исследование проявления агрессии. Методы исследования агрессивного поведения

Лабораторные наблюдения

Наиболее общий способ наблюдения агрессии состоит в наблюдении за поведением контролируемых лабораторных условиях. У этого метода немало важных достоинств.

Большинство методов исследования агрессии относятся к одной из 4 категорий:

1) «Игровые» методы;

2) Вербальные нападения на других;

3) «безопасное» не приносящее вреда нападение на живого человека;

4) «якобы причиняющее вред» нападение.

«Игровые» меры агрессии.

Типичная процедура состоит из следующих этапов:

1) участников каким-либо образом подстрекают к агрессии – зачастую демонстрируя или агрессивные действия на примере;

2) затем им предоставляют возможность пинать, щипать или еще каким-то образом нападать на неживые мишени;

3) агрессия оценивается по частоте совершения подобных действий против «жертв». Подобные процедуры чаще всего применяются для изучения того, каким образом люди усваивают агрессивное поведение.

Подобные процедуры стали объектом критики со стороны некоторых ученых, которые утверждали, что поскольку действия испытуемых не приносят вреда ни одному живому существу, их нельзя считать проявлениями агрессивного поведения, а лучше интерпретировать как форма игры.

По мнению Бандуры, дети, усвоившие новые способы нападения на других и причинения им вреда, могут с такой же готовностью продемонстрировать подобное поведение как на кукле, так и на любом человеке. Измерение вербальной агрессии: когда слово (или оценки) ранят. В подобных экспериментах испытуемых предварительно фрустрировали или подстрекали в какой-либо форме, а затем или представляли возможность посчитаться со своими обидчиком посредством вербальных комментариев,

письменных отзывов или более формальных оценок. Какие ответы следует считать агрессивными приходится определять исследователю. Например, отзывы, в которых употреблялись слова идиот, ненормальный, чудило, придурок, псих или в которых предлагали этих людей расстрелять, засадить, оцениваются как крайне агрессивные. Наиболее часто в методе изучение вербальной агрессии используют процедуру, когда испытуемых сначала фрустрируют или иными способами подстрекают к агрессии, а затем просят дополнить опросник, в котором они оценивают подстрекателя.

Прямая физическая агрессия: вред без ущерба

Один из наиболее часто используемых методов лабораторного изучения агрессии предусматривает прямое физическое нападение на живую жертву. Методика основана на обмане, посредством которого участников экспериментов заставляют поверить, что они тем или иным способом могут причинить другому человеку физический вред, хотя в действительности они этого сделать не могут.

Например, использование против объекта агрессии игрушечного пистолета, шариков, игрушечных кирпичей.

В такой процедуре удается изучить намерение причинить вред, избегая при этом физических увечий.

Страницы: 1 2 3 4 

Избирательные технологии - средство электоральной интеграции
Регулярное проведение свободных выборных кампаний - один из характерных признаков гражданского общества. Результаты выборов при этом являются более или менее точным отражением степени интеграции социума на основе какой-либо политической идеи или же отсутствия таковой, то есть социальной дезинтеграции. Нужно отметить, что формирование пр ...

Верование толпы
"Будь осторожен с толпой, когда она тебя почитает, ибо вначале она покроет тебя венками, а потом, позже, забросает грязью". индийское изречение Взгляды, относительно верования толпы, подразделяются на два вида - постоянные, т.е. удерживающиеся в течении многих столетий, и непостоянные, господствующие короткое время. К пос ...

Формирование волевых качеств, мотивов поведения у слабовидящих дошкольников раннего возраста
Формирование волевых качеств слабовидящих детей начинается с раннего возраста под воздействием взрослого воспитателя. Экспериментальных тифлоисихологических исследований воли практически нет. Исследовались лишь формирование структурных компонентов воли, таких как мотивация дошкольников и школьников, произвольность оперирования представл ...