Зависимое (аддиктивное) поведение.
Понятие зависимого поведенияСтраница 2
В отличие от зарубежных исследователей, в большинстве считающих аддикцию синонимом зависимости, а аддиктивное поведение синонимом зависимого поведения, в отечественной литературе аддиктивное поведение чаще означает, что болезнь как таковая, еще не сформировалась, а имеет место нарушение поведения, в отсутствии физической и индивидуальной психологической зависимости [31].
Существует и другой подход – рассмотрение аддиктивного поведения в более широком смысле. Аддиктивное поведение – один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций [26, 41].
Определение аддиктивного поведения относится ко всем его многочисленным формам. Уход от реальности путем изменения психического состояния может происходить при использовании разных способов. В жизни каждого человека бывают моменты, связанные с необходимостью изменения своего психического состояния, не устраивающего его в данный момент. Для реализации этой цели человек «вырабатывает» индивидуальные подходы, становящиеся привычками, стереотипами. Проблема аддикций начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начинает доминировать в сознании, становясь центральной идеей, вторгающейся в жизнь, приводя к отрыву от реальности. Происходит процесс, во время которого человек не только не решает важных для себя проблем, но и останавливается в своем духовном развитии [25].
Зависимость, по определению ВОЗ, есть «состояние периодической или хронической интоксикации, вызываемое повторным употреблением естественного или синтетического вещества». Зависимость разделяется на психическую и физическую [9].
Психическая зависимость характеризуется овладевающим желанием или неодолимым влечением к употреблению психоактивного вещества, тенденцией к увеличению его дозы для достижения желаемого эффекта, подъем настроения в предвкушении приема, непринятие вещества вызывает психический дискомфорт, чувство подавленности и тревогу [9]. Психическое влечение меняет социальную ориентацию человека и перестраивает межличностные отношения [1].
Физическая зависимость – состояние, когда употребляемое вещество становится постоянно необходимым для поддержания нормального функционирования организма и включается в схему его жизнеобеспечения. Лишение этого вещества порождает синдром отнятия (абстинентный синдром), заявляющий о себе соматическими, неврологическими и психическими расстройствами [9].
Механизм ухода от реальности выглядит следующим образом: выбранный человеком способ подействовал, понравился и зафиксировался в сознании как наконец-то найденное действующее средство, обеспечивающее хорошее состояние. В дальнейшем встреча с трудностями, требующими принятия решения, автоматически заменяется приятным уходом от проблемы с переносом ее решения «на потом». Постепенно волевые усилия снижаются, так как аддиктивные реализации ослабляют волевые функции, способствуя выбору тактики наименьшего сопротивления. Снижение переносимости трудностей, уход от их преодоления приводит к накоплению нерешенных проблем [2].
Подводя итог всему вышесказанному, аддиктивное, зависимое поведение можно определить как одну из форм деструктивного, девиантного поведения, выражающуюся в стремлении к уходу от реальности посредством специального изменения своего психического состояния. Понятие аддиктивного поведения охватывает различные типы поведения: сюда входят наркотическая зависимость и алкоголизм, курение, пристрастие к азартным и компьютерным играм, обильной еде и др.
Исследование представления о счастье людей
различного возраста. Цели,
задачи и методы исследования
Исследование вопроса о счастье предполагает использование психологических методов. Для своего исследования я буду использовать такие методы, как анкетирование и интервью.
Проведение данного исследования рассчитано на достижение двух целей:
1) учебная: научиться использовать такие психологические методы исследования, как анкетирование ...
Классификация малолетних преступников
Малолетних, допускающих антиобщественное поведение, можно разделить на три типа.
1. Случайный — к ним в первую очередь относятся малолетние, которые совершили правонарушения под воздействием неблагоприятного стечения обстоятельств (50%).
2. Неустойчивый — к этой группе малолетних относятся те, которые совершают проступки под влиянием ...
Творческий характер деятельности специалиста по социальной работе
Что входит в понятие «творчество»? Словари так отвечают на этот вопрос: “Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей”. Какие же новые ценности создает своим трудом специалист по социальной работе? Что позволяет нам говорить о творческом характере его труда?
Ответ на эти вопро ...