Типы воспитания в семье и дошкольном образовательном учреждении как детерминанта
психического здоровья детей старшего дошкольного возрастаСтраница 1
Психическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связаны также с типом родительского воспитания и воспитания в дошкольном образовательном учреждении, от него зависит характера взаимоотношений между родителями и детьми, детьми и воспитателями, а также между детьми и значимыми взрослыми. [7].В 90-е годы ХХ века термин «стиль» воспитания был заменен на термин «тип» воспитания [12]. Причем у разных авторов типология воспитания имеет свои особенности. Так Андреева А.Д. выделяет следующие типы родительского воспитания:1. Демократический.2. Контролирующий.3. Смешанный.Демократический характеризуется высоким уровнем приятия ребенка, хорошо развитым вербальным общением с детьми, верой в самостоятельность ребенка в сочетании с готовностью помочь ему в случае необходимости. В результате такого воспитания дети отличаются умением общаться со сверстниками, активностью, агрессивностью, стремлением контролировать других детей (причем сами не поддаются контролю), хорошим физическим развитием.При контролирующем стиле воспитания родители берут на себя функцию контроля за поведением детей: ограничивают их деятельность, но поясняют суть запретов. В этом случае детям бывают присущи такие черты, как послушаемость, нерешительность, неагрессивность.При смешанном стиле воспитания дети чаще всего характеризуются как послушные, эмоционально чувствительные, внушаемые, неагрессивные, нелюбопытные, с бедной фантазией [1].Особый интерес представляют изучение и классификация неправильных типов воспитания, которые приводят к формированию различных неврозов.Гарбузов В.А., Захаров В.И. и Исаев Д.Н. выделяют три типа неправильного воспитания.1. Неприятие, эмоциональное отвержение ребенка (осознаваемое или неосознаваемое), присутствие жестких регламентирующих и контролирующих мер, навязывание ребенку определенного типа поведения в соответствии с родительскими понятиями о «хороших детях». Другой полюс отвержения характеризуется полным равнодушием, попустительством и отсутствием контроля со стороны родителей.2. Гиперсоциализирующее воспитание – тревожно-мнительное отношение родителей к здоровью, успехам в обучении своего ребенка, его статусу среди сверстников, а также чрезмерная озабоченность его будущим.3. Эгоцентрическое – чрезмерное внимание к ребенку всех членов семьи, присвоение ему роли «кумира семьи», «смысла жизни» [4].Все негативные факторы связаны с проблемой невротизации ребенка, то есть с причинами возникновения и протекания болезни. В связи с тем, что именно в дошкольном возрасте наиболее часто встречаются дети, страдающие неврозами и другими психическими заболеваниями, весьма актуальной является проблема психопрофилактики психического состояния здоровых детей-дошкольников.Безусловно, самым лучшим профилактическим средством являются хорошие отношения родителей с детьми, понимание родителями внутреннего мира своего ребенка, его проблем и переживаний, умение поставить себя на место своих детей [1].
В. Бурденко предлагает более развернутый вариант типологии воспитания:
1. кумир семьи. Ребенка в семье не просто обожают, а боготворят. Им восторгаются, над ним дрожат, все в доме буквально молятся на него, предупреждая каждое его желание. Любая прихоть малыша – закон. Во всех поступках его мама с папой находят лишь его уникальность и даже шалости такого ребенка неповторимы и являются предметом гордости. Такой ребенок, твердо веря в свою исключительность , растет капризным и эгоистичным, лишь потребляя и не желая отдавать в замен. Опережая своих сверстников в запросах, «кумир» семьи нередко отстает от них в элементарных навыках развития. Родители освобождают его от всех обязанностей. Такой ребенок практически не адаптируем к дошкольным учреждениям
Выявление состояний возникающих у спортсменов – баскетболистов в
тренировочном процессе. Методика №1. Наблюдение за
возникновением состояний у спортсменов
Цель: путем наблюдения выявить состояния у спортсменов в тренировочной деятельности.
Инструкция – Наблюдение имеет ряд недостатков, которые надо учитывать:
При нем практически невозможно исключить влияние случайных факторов;
Пассивный метод: учитель «пожинает» результаты и явления тех ситуаций, которые появляются независимо от его пл ...
Одиночество
Длительное одиночество неизбежно вызывает изменения в психической деятельности. Р. Бэрд после трех месяцев одиночества на леднике Росса (Антарктида) оценил свое состояние как депрессивное. В его воображении рождались яркие образы членов семьи, друзей. При этом исчезало ощущение одиночества. Появлялось стремление к рассуждениям философск ...
Защитные механизмы личности.
Стремясь избавиться от неприятных эмоциональных состояний человек с помощью “Я“ вырабатывает у себя так называемые защитные механизмы.
1)Отрицание.
Когда реальная действительность для человека весьма неприятна, он “закрывает на нее глаза”, прибегает к отрицанию ее существования, или старается снизить серьезность возникающей для его “С ...