Типы воспитания в семье и дошкольном образовательном учреждении как детерминанта
психического здоровья детей старшего дошкольного возрастаСтраница 3
10. противоречивое воспитание. Этот тип воспитания встречается , когда в одном доме родители, бабушки и дедушки пытаются воспитывать ребенка собственными методами. В такой семье ребенок не может усвоить, что ему можно, а что нельзя. Обычно это приводит к развитию неврозов.
11. смена образцов воспитания. Такой тип воспитания встречается тогда, когда ребенка до определенной поры воспитывали одним методом. И вдруг, из-за семейных обстоятельств(появление новорожденного, развод родителей) стиль воспитания внезапно изменился. Малыш не может отвыкнуть от того, к чему привык, не может адаптироваться к перемене и начинает яростно протестовать, нередко в виде невротических реакций.
Но, ни один из этих типов семейного воспитания не является оптимальным для развития ребенка и его психического здоровья.
По мнению А. Кормана принято выделять четыре типа воспитания детей в семье.
Авторитарный тип воспитания
При авторитарном подходе к воспитанию родители очень строги и требовательны к детям, держат их под постоянным, жестким контролем. Не реагируют на запросы и пожелания детей. Требуют беспрекословного послушания, а в случае неповиновения - сурово наказывают. Мнение родителей превыше всего.
Авторитарный тип воспитания детей - это низкая способность удовлетворять нужды ребенка и высокий уровень предъявляемых требований. Родители не проникают в нужды ребенка, в его проблемы, жизнь, желания. Внутренний мир детей их не волнует. «Будет так, как я сказал!» - любимая фраза таких родителей. При авторитарном типе воспитания у детей развиваются серьезные психологические проблемы, агрессия. У мальчиков – несамостоятельность, замкнутость и низкая самооценка. У девочек – недостаток целеустремленности.
В детях формируются две крайности. С одной стороны, они становятся забитыми, закомплексованными, с низкой самооценкой, с низкой целеустремленностью. Они боятся совершать ошибки, боятся брать на себя ответственность, боятся самостоятельно принимать решения, боятся ошибок и чужого мнения. С другой – эти дети очень агрессивны, эгоистичны, наглы. Они бросают вызов и протестуют против всего, что касается начальства и послушания. Они – агрессоры. Они ненавидят всех, потому что хотят вернуть то, что у них забрали, компенсировать боль, которую им причинили постоянным давлением. Это пустые, психологически разрушенные, с эмоциональными проблемами и комплексами люди, которые пытаются каким-то образом заполнить свою пустоту и заглушить комплекс неполноценности.
Индифферентный (безразличный) тип воспитания
В этом случае родители самоустраняются от воспитания и занимаются своими делами. Они не участвуют в жизни детей, не организовывают правильных ограничений и даже раздражаются, если дети беспокоят их или просто отвлекают от дел. Воспитанием часто занимаются бабушки, дедушки, няни или гувернантки. Возникают параллельные миры: у детей своя жизнь, у родителей – своя. Эмоциональная пустота, отсутствие взаимосвязи. Такие родители живут работой, карьерой – словом, заняты собой.
Оправдывая себя тем, что они слишком заняты, люди просто самоустраняются от занятия детьми. Родители обольщены своими делами, поэтому дети живут сами по себе.
При индифферентном типе воспитания ребенок никогда не чувствует себя любимым, желанным, принятым, родным. Он растет как бы сам по себе. В результате, он чувствует себя отверженным, не принятым, одиноким, неполноценным. Он замкнут, имеет низкую самооценку. Даже взрослея, такие дети чувствовуют, что весь мир обидел их, и что они никому не нужны. Впоследствии они могут стать очень агрессивными, пытаясь силой приобрести внимание, и возненавидеть весь мир.
Формирующий этап
эксперимента
Целью второго направления нашего эксперимента являлось создание условий для коррекционно-развивающей работы адекватных диагнозу, а также интеграции детей в экспериментальной группе с детьми без особенностей в развитии.
Для организации работы в группах КРО, в первую очередь нужны были специально подготовленные кадры. Чтобы решить эту пр ...
шкалы
Х ср. подростков с высоким уровнем суицидального риска
Х ср. подростков с низким уровнем суицида-льного риска
Т- критерий Стьюдента
р (уровень значимости)
1
Демонстративность
2,27
1,36
-4,82
0,001
2
Аффективность
2,47
1,47
-5,12
0,001
3
Уникальность
1,44
2,55
4,93
0, ...
Ключ к тесту Д. Голланда
Реалистический тип
Интеллектуальный тип
Социальный тип
Конвенциональный тип
Предприимчивый тип
Артистический тип
1а
1б
2б
3б
4б
5б
2а
6а
6б
7б
8б
9б
3а
7а
10а
10б
11б
12б
4а
8а
11а
13а
13б
14б
5а
9а
12а
14а
15а
15б
...