Типы воспитания в семье и дошкольном образовательном учреждении как детерминанта психического здоровья детей старшего дошкольного возраста
Страница 8

Иногда временно неприятие сменяется приятием и даже обожанием. Родители тоже меняются, “дозревают”, мудреют. Случайная ранняя беременность, тяжелые роды с осложнениями для матери могут затормозить родительские чувства.

Однако встречаются и другие семьи. Внешне заботливые, “приличные” родители уделяют ребенку и время, и силы, но вот только методы воспитания вызывают недоумение. Постоянный контроль, всевозможные наказания – от физических до более тяжелых моральных, вслед за которыми может наступить прощение, причем без раскаяния со стороны родителей. Им кажется, что с этим ребенком по-другому нельзя. Раздражение и досаду вызывает его поведение, внешний вид, поступки, привычки, черты характера. Ребенка называют “непутевым”, “безруким”, “рохлей”, “глупым”. Родители пытаются переделать ребенка, подогнать его под свой стандарт, который считают правильным.

К возможным причинам неприятия родителей можно отнести трагедии их собственного детства. Не все, выросшие в детских домах или дети из неблагополучных семей становятся такими родителями. Зачастую, неприятие встречается именно у них. Не получив в детстве так необходимой ребенку родительской любви или получив ее в извращенной форме. Вырастая, они просто не в состоянии проявлять и испытывать это чувство по отношению к собственным детям.

Неприятие в семье может быть направлено на одного из детей, того, кто, по мнению родителей, проигрывает в сравнении с братом или сестрой. К счастью, неприятие редко бывает глобальным. Не любит ребенка отец, но обожает и жалеет мать. И тепло малышу подарит воспитательница, соседка, дальняя родственница.

Последствия такого воспитания всегда сказываются на психическом здоровье ребенка, а в последующем – взрослого. Различного рода невротические проявления и неврозы – показатель того, что ребенка пытаются переделать, “ломают” его природу и лишают любви. Неосознаваемые, но очень сильные установки на жизнь, которые формируются в детстве, не позволяют позже создать полноценную семью: “Любовь – это боль”, “Я не достоин любви”, “Мир мне враждебен”. Степень тяжести последствий зависит от степени неприятия и индивидуальных особенностей ребенка.

Рассмотренные выше типы воспитания перекликаются с типами воспитания, используемыми в дошкольном образовательном учреждении.

Стоит также отметить, что для реализации современных тенденций и обучающих программ, направленных на раскрытие индивидуальности каждого ребенка, в дошкольных образовательных учреждениях используются две модели взаимодействия с детьми:

учебно-дисциплинарная и

личностная.

Данные модели взаимодействия формируются в ходе использования трех следующих типов воспитания: авторитарного, демократического и либерального.

При аторитарномтипе воспитания воспитатель выполняет руководящие, организаторские функции, а дети только исполнители. Он не замечает, что несамостоятельность детей, их безынициативность - следствие его авторитарных тенденций к гиперопеке.

Воспитателю недостает уважения и доверия к личности растущего человека. Он живет по принципу: «Доверяй, но проверяй», а это лишает его доверия к детям старшего дошкольного возраста, то есть превращает в недоверие к ним. Такой воспитатель ориентирован на доминирование, "дирижирование", командование во всех ситуациях педагогического общения, ожидает беспрекословного послушания и повиновения. Желания детей для него мало что значат. У него преобладает формальный подход к воспитанию и обучению детей старшего дошкольного возраста.

При организации работы в группе он не учитывает и не изучает отношения между детьми. Для него отношения симпатии-антипатии между детьми не имеет никакого значения. Вследствие чего он нередко непроизвольно усиливает отношения напряженности, неприязни между отдельными детьми.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10

Психоаналитическая теория депрессии
Психоаналитическая коррекция основывается на концепции, что на чувства и поведение человека сильное влияние оказывают прошлый опыт и подсознательные желания и страхи. Согласно этой теории, многие психические заболевания могут быть излечены путем изменения взглядов больного на самого себя и на работу своего собственного сознания и эмоций ...

Особенности глагольной лексики у умственно отсталых дошкольников
Развитие глагольного словаря ребёнка дошкольного возраста с нарушениями интеллекта. Словарь умственно отсталого ребенка отличается бедностью, в нем почти полностью отсутствуют обобщающие понятия, многие дети (особенно дошкольники) неточно понимают значение даже общеупотребительных существительных, прилагательных, глаголов, наречий. Осо ...

Структура речевой коммуникации
Вербальное общение является наиболее исследованной разновидностью человеческой коммуникации. Кроме этого, это наиболее универсальный способ передачи мысли. На вербальный человеческий язык можно ‘перевести’ сообщение, созданное с помощью любой другой знаковой системы. Речевая сторона коммуникации имеет сложную многоярусную структуру (от ...