Внутренняя картина болезни и ее роль в этиологии и патогенезе
Страница 1

Психологическая информация » Долговременные программы » Внутренняя картина болезни и ее роль в этиологии и патогенезе

Изучение личностных реакций больного на заболевание предполагает рассмотрение психологических аспектов не только болезни, но и здоровья. Составляя две стороны одного процесса жизни человека, они характеризуются как качественными различиями, так и многообразными переходными состояниями. А это выдвигает весьма актуальную задачу выяснения роли ощущений в формировании представлений о здоровье, что главным образом и определяет отношение человека к его заболеванию. Все это по существу составляет психологический аспект, как здоровья, так и болезни.

Известно, что существует много определений здоровья. ВОЗ дает такое определение: здоровье – это состояние полного физического, душевного, социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.(ВОЗ. Основные документы, 1968)

Б.В. Петровский углубил понятие здоровья критерием трудовой деятельности, указывая, что здоровье – не только отсутствие болезни и инвалидности, но и наличие полноценного, гармонически развитого физического, психического и нравственного состояния человека, которое позволяет ему оптимально, без всяких ограничений, осуществлять общественную и прежде всего, трудовую деятельность (Петровский Б.В., 1973).

Субъективно здоровье проявляется в чувстве оптимизма, благополучия, радости жизни, желании деятельности. Ряд исследователей рассматривают здоровье, как способность человеческого организма преломлять всю совокупность природных и социальных факторов, составляющих условия его жизни, без нарушения гармонии физиологических механизмов и систем, которые обеспечивают нормальное функционирование человека (Телешевская М.Э, Погибко Н.И.,1978).

Следовательно, можно сделать вывод, что понятие здоровья включает в себя не только оптимальное функционирование органов и систем человеческого организма, его физическое благополучие, но и субъективное психологическое ощущение своего здоровья, возможность активной общественно-трудовой деятельности. Вместе с тем, понятие здоровья является относительным, так как оно лишь условно отражает состояние организма и не исключает возможности скрытого патологического процесса. Здоровье одновременно и объективно и субъективно, поскольку при плохом самочувствии могут отсутствовать объективные данные, с другой стороны – при их наличии самочувствие остается до определенного времени хорошим.

Многие авторы пользуются понятием общего самочувствия. Будучи личностным, самочувствие человека характеризуется чрезвычайной изменчивостью, оно бесконечно богато трудноуловимыми оттенками (Спиркин А.Г., 1972.)

Существенную роль в формировании представлений о структуре физического «Я» человека сыграли работы И.М. Сеченова. Он в частности обратил внимание на неопределенные «темные» ощущения, сопровождающие акты, которые совершаются в полостных органах. «Темные ощущения» - суть спутники процессов, совершающихся во всех главных анатомических системах – системные чувства, а чувственные состояния собственного тела – это самоощущения. Эти положения Сеченова остаются актуальными и в наши дни.

Таким образом, психологической характеристикой соматического здоровья является не только отсутствие болезненных ощущений и их объективных показателей, но и наличие оптимальной работоспособности, желание деятельности, стремление к достижению жизненных успехов, а так же доминирование чувства благополучия, радости жизни. Существенную роль в формировании психологических параметров здоровья, его устойчивости играет структурная и функциональная сохранность систем органов человека.

Представление о своем соматическом состоянии, сопровождаясь определенными переживаниями, находит свое выражение в различных формах отношения человека к своему здоровью. В одних случаях - это пренебрежение, в других - повышенное внимание, в третьих - адекватное к нему отношение. Содержание человека к своему здоровью зависит от многих причин: личностных особенностей, возраста, перенесенных заболеваний, образа жизни и труда, физической тренированности.

А. Квасенко и Ю. Зубарев ( Квасенко А., Зубарев Ю., 1980) выделяют, с психологической точки, в процессе заболевания три этапа, которые отражают формирование и динамику личностных реакций больного на свое страдание. Эти этапы следующие: сенсологический, оценочный и этап отношения к болезни. Рассмотрим их в указанной последовательности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Психологическая готовность ребенка к школе. Образ «Я» ребенка-дошкольника
Для российской системы образования чрезвычайно актуальны идеи, связанные с развитием личности. Навыки чтения, овладения иностранным языком сами по себе не могут быть целью развития. Целью является сама личность ребенка.[2] Во многих психологических работах показано, что в качестве ядра личности выступает образ «Я», связанный в прот ...

Активация индивидов в единое целое
Последний этап в формировании толпы составляет активизация индивидов дополнительным стимулированием возбуждения, соответствующего воображаемому объекту. Чаще всего такое стимулирование происходит как результат руководства лидера. Оно пробуждает толпу приступить к конкретным, часто агрессивным действиям. Среди толпы обычно выделяются зач ...

Особенности личностных типов
Практически любая из известных личностных типологий включает и такие особенности личностных типов, которые проявляются в общении. Так, люди отличаются друг от друга по силе реагирования на окружающие воздействия, в том числе и на обращения к ним других людей, по проявляемой ими энергии, по темпу, быстроте психических процессов. Такие п ...