Внутренняя картина болезни и ее роль в этиологии и патогенезе
Страница 2

Психологическая информация » Долговременные программы » Внутренняя картина болезни и ее роль в этиологии и патогенезе

Сенсологический этап отражает реакции больного на развившееся чувство дискомфорта, боли различной интенсивности и связанное с ними чувство той или иной собственной недостаточности.

При возникновении дисгармонии, нарушении согласованной деятельности различных органов и систем с затруднением взаимосвязи отдельных уровней, появлением признаков морфофункциональных расстройств, развиваются субъективные состояния с ощущениями необычного, неопределенного характера.

Осознание процессов, происходящих внутри организма, ограничивается неясными, неприятными ощущениями различной степени выраженности, с неопределенной локализацией. Эти ощущения, будучи предвестниками соматической болезни, обусловливают состояние, обозначаемое как дискомфорт. Общепризнанно, что в результате чрезмерного воздействия физико-химических факторов среды может наступать физиологический дискомфорт, вызывающий, в свою очередь, сильные психические переживания.

Нарушение психофизиологического тонуса, изменения настроения в ряде случаев могут быть ранним симптомом отдельных форм соматических заболеваний, например, переживания чувства тревоги и страха. Эти эмоциональные сдвиги в отдельных случаях могут служить психологическими проявлениями начинающегося соматического страдания. Возможен и локальный дискомфорт ( в области сердца, желудка, кишечника и др.).

Таким образом, дискомфорт, как субъективное ощущение дисгармонии, несогласованности физической и психической деятельности, снижение оптимальности личного благополучия и функционирования приобретает определенную диагностическую ценность.

Дальнейшее развитие заболевания может сопровождаться перерастанием дискомфорта в болевые ощущения. Но боль, как известно, указывая на наличие патологии, не всегда является обязательным субъективным компонентом болезни.

Болевые ощущения, отражая функциональноморфологические процессы, происходящие в организме, приобретают определенную диагностическую значимость. Являясь информацией о нарушении деятельности отдельных органов и систем, они, подвергаясь переработке в сознании больного, могут лечь в основу оценки им своего соматического страдания. Но болевые ощущения оцениваются больным не только как признак, симптом заболевания, но и как сигнал угрозы для жизни и возможных последствий (инвалидности, изменений положения в семье, обществе и др.).

Наряду с явлениями дискомфорта и болевыми ощущениями, обладающими субъективно-психологической значимостью в оценке соматического страдания, следует также учитывать возможность развития дисгармонических процессов, нарушений биосоциальной адаптации. Эти нарушения связаны с сознанием недостаточности эмоционально-волевых качеств, снижением творческой активности, ослаблением побудительных мотивов к деятельности. Все это по словам А.М. Изуткина,- известным образом деформирует и ограничивает личность не только в практическо-предметной деятельности, но и с точки зрения психической свободы ( Изуткин А.М., 1975).

Таким образом, психологическая характеристика ощущений различного диапазона с отрицательно окрашенными переживаниями, осознание ограничений своих прежних возможностей, чувство собственной неполноценности – все это можно объединить понятием дифицитарности ( Квасенко В., 1980).

Следовательно, сенсологический этап включает дискомфортный, алгический (болевой) и дефицитарный компоненты. Будучи между собою связанными, они имеют различную степень выраженности.

Следующей ступенью познания психологической картины соматического заболевания, как отмечено выше, является оценочный этап.

Оценочный этап – результат интрапсихической переработки больным сенсологических данных. Для понимания механизма становления оценочного этапа, коротко остановимся на существующем представлении о болезни.

По одному из определений, болезнь рассматривается как жизнь, нарушенная в своем течении повреждением структуры и функции организма под влиянием внешних и внутренних факторов. Болезнь характеризуется общим или частичным снижением приспособляемости к среде и ограничением свободы жизнедеятельности больного ( Веселкин П.Н. БМЭ., 1976).

Страницы: 1 2 3 4 5

Программы по предотвращению суицида
1950 году в США профессионалы в области психического здоровья основали первую телефонную линию доверия для людей находящихся в бедственном положении. На прямом проводе круглосуточно дежурят психиатры или специальным образом подготовленные люди, которые внимательно выслушивают отчаявшихся и объясняют последним как можно получить професси ...

Предмет, задачи, структура педагогической психологии.
Объект науки - это то, что существует как данность вне самого изучения, то, что может быть изучено разными науками. В качестве объекта могут выступать материальные и нематериальные явления, тела процессы; живые, биологические и абстрактные системы. В качестве объекта научного теоретического исследования выступают растительный и животны ...

Исследования детей, лишенных семейного воспитания в психологии
Многие известные психологи уделяют самое серьёзное внимание проблемам семейного воспитания, рассматривая его как наиболее естественную основу формирования психического и нравственного склада личности, развития творческих способностей человека на всех возрастных этапах жизни. Но в последние сто лет нарастающий темп общественных преобраз ...