Эмпирическое исследование влияния коммуникативного стиля педагога на развитие речи детей раннего возраста. Организация исследования
Страница 1

Психологическая информация » Формирование речи у детей раннего возраста » Эмпирическое исследование влияния коммуникативного стиля педагога на развитие речи детей раннего возраста. Организация исследования

Цель эмпирического исследования: изучение особенности развития речи детей раннего возраста и стиля общения воспитателей групп раннего возраста

Задачи исследования:

Проведение и анализ методик на изучение исследования развития речи детей раннего возраста.

Выявление стиля общения педагогов с детьми раннего возраста

Изучение взаимосвязи стиля педагогического общения воспитателя и уровня развития речи детей раннего возраста

Рекомендации родителям и воспитателям по улучшению развития речи детей раннего возраста.

Исследование проводилось на базе МДОУ д/с № 9 г. Амурска. В исследовании приняло участие 2 группы детей третьего года жизни (по10 человек), воспитатели данных групп Ксения Сергеевна и Светлана Анатольевна

Нами была изучена медицинская документация детей. Анамнестические сведения включили данные о здоровье родителей, наличие речевой патологии у членов семьи или у родственников. Уточнили протекание беременности и родов матери (не было ли травм, серьезных заболеваний, акушерских манипуляций и т.п.), общего раннего развития (какие заболевания перенес, не было ли физических или психических травм). Особенно важны для нас были сведения о раннем речевом и моторном развитии: в срок, замедленное или ускоренное; сроки появления основных движений, гуления, лепета, первых слов, фраз. Уточнили состояния слуха, зрения, интеллекта.

Возраст от 2 до 3 лет является периодом интенсивного речевого развития. Поэтому диагностике речевого развития в этом возрасте следует уделять более пристальное внимание, чем на предыдущих этапах. Особенно быстро в это время развивается активная речь ребенка. Вместе с тем, количество произносимых речевых звуков и слов не является главным и единственным показателем нормального речевого развития. Важно, чтобы между активным и пассивным словарями ребенка существовала тесная взаимосвязь, а каждое слово было наполнено определенным смыслом. Поэтому при диагностике речевого развития главное - учитывать гармоничность развития разных его аспектов. В основу проведения нижеописанных методик были положены следующие параметры измерения уровня речевого развития детей раннего возраста, предлагаемые А.Н. Гвоздевым [14]:

выявление уровня восприятия речи взрослого,

выявление понимания речи взрослого,

выявление объема активного и пассивного словаря,

определение уровня активного словарного запаса детей,

выявление состояния грамматического строя речи.

Для изучения развития речи детей раннего возраста мы применили комплекс методик, разработанный Е.М. Мастюковой и А.Г. Московкиной [51] (Приложение 1):

1. "Изучение понимания речи".

Цель: выявить уровень восприятия речи взрослого.

2." Найди игрушку".

Цель: выявить понимание речи взрослого.

3. "Кто это".

Цель: выявить объем активного словаря.

4. "Беседа по картинке".

Цель: определить уровень активного словарного запаса детей, выявить состояние грамматического строя, речи.

Данные методики позволяют определить состояние импрессивной и экспрессивной речи ребенка раннего возраста, а именно определить уровень восприятия и понимания речи взрослого, умение действовать по инструкции, объем активного и пассивного словаря, изучить навыки словообразования и грамматический строй речи.

Страницы: 1 2 3 4