Методические основы и оценки состояния психического здоровья детей старшего дошкольного возраста в контексте воспитания в семье и дошкольном образовательном учреждении
Страница 2

Психологическая информация » Разработка практических рекомендаций по сохранению и укреплению психического здоровья детей старшего дошкольного возраста в контексте воспитания в семье и дошкольном образовательном учреждении » Методические основы и оценки состояния психического здоровья детей старшего дошкольного возраста в контексте воспитания в семье и дошкольном образовательном учреждении

Собственно демонстративные тенденции, проявляющиеся в рассмотренных выше особенностях рисунка, следует отличать от проявлений демонстративности по типу «бегства в воображение». Дети с таким видом демонстративности менее благополучны в общении и взаимоотношениях. Испытывая потребность во внимании, они не могут полностью ее реализовать в силу присущей им тревожности, что еще более усугубляет тревожный компонент в структуре их личности, а демонстративные тенденции переносятся в воображаемый план.

Компенсируя испытываемый ими недостаток внимания, такие дети иногда лгут, что вызывает отрицательное отношение к ним со стороны детей, особенно если такая черта характера отрицательно оценивается воспитателем, а также создает напряженность в отношениях с родителями.

Тревожность

. Тревожные дети, если у них хорошо развиты игровые навыки, могут не пользоваться всеобщим признанием в группе, но и не оказываются в изоляции. Как правило, тревожность таких детей связана с нарушениями в семейных взаимоотношениях. Неуверенность тревожного ребенка, стремление других детей доминировать над ним могут приводить к еще большему снижению эмоционального фона, к тенденции избегать общения, возникновению внутренних конфликтов, связанных со сферой общения, усилению неуверенности.

В рисунках на тревожность указывают в первую очередь особенности самого процесса рисования. Тревожный ребенок часто обращается к экспериментатору за поддержкой и одобрением, спрашивает, все ли он правильно делает. Нажим на карандаш у такого ребенка, как правило, очень силен. О крайней степени тревожности свидетельствует «тревожная линия» - ребенок рисует контуры не сплошной линией, а косыми штрихами.

Тревожный ребенок имеет тенденцию исправлять рисунок, при этом исправления не приводят к улучшению.

Для рисунка тревожного ребенка характерна штриховка, которая, как правило, очень размашиста и выходит за контур. Если штрихуются руки человека, то можно предположить, что в первую очередь социальные контакты вызывают у ребенка наибольшее эмоциональное напряжение и являются источником его тревожности. О тревожности свидетельствует и подчеркнутая прорисовка глаз, их преувеличенный размер, особенно если глаза зачернены, что говорит уже о наличии страхов у ребенка.

Характерная особенность тревожного ребенка — преувеличенное внимание к деталям. На них он как бы застревает, не решаясь закончить рисунок либо оттягивая момент рисования наиболее нагрузочных для него деталей.

Только в том случае, если наблюдается большинство из перечисленных особенностей в процессе рисования, можно говорить, что ребенок склонен тревожиться по любому поводу, что тревожность — глобальная черта его личности. Если проявляются лишь некоторые особенности, то, скорее всего, это ситуативная реакция на обследование или эпизодические проявления тревожности, связанные с неуверенностью ребенка в отдельных, например рисовальных, способностях.

Агрессивность.

Стремление доминировать над сверстниками, прибегать к силе как средству привлечения внимания или разрешения конфликтов, в дошкольном возрасте только начинается процесс социализации агрессивных реакций, трансформации их в формы вербальной агрессии, как правило, является причиной трудностей в общении, которые возникают у агрессивных детей. Такие дети часто оказываются в изоляции, с ними никто не хочет дружить, большинство детей испытывают по отношению к ним негативные эмоции и отрицательно их оценивают, что провоцирует их на новые агрессивные реакции.

Необходимо различать прямую, как стиль взаимодействия, и защитную форму агрессивности. К сожалению, проективные методики не всегда дают возможность с достаточной степенью определенности разделить эти виды.

Методика «Рисунок семьи» позволяет решить вопрос о том, связана ли конфликтность в сфере общения с отношениями ребенка и сверстников либо обусловлена преимущественно нарушением семейных взаимоотношений. Данная методика позволяет отчасти проследить истоки его стиля личностного взаимодействия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Выводы
1. Среди 30,2% студентов технического вуза встречаются те или иные невротические расстройства. Высокая вероятность возникновения невроза отмечалось у 3% респондентов, средняя у 27,2%, низкая у 36,6%, очень низкая вероятность у 33,2%. В их происхождении играют роль различные бытовые, социальные, личностные, биологические, информационные ...

Особенности произвольного внимания у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня
Развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня Наряду с вышеперечисленными нарушениями познавательной деятельности у детей с ОНР 3 уровня отмечается недостаточная устойчивость внимания, характерной особенностью является нарушение функции произвольного внимания и недостаточная концентрация на существенных пр ...

Тест Кэттелла (16PF-опросник)
Инструкция:перед вами ряд вопросов, которые помогут определить некоторые свойства Вашей личности. Здесь не может быть ответов “правильных” или “ошибочных”. Люди различны, и каждый может высказать свое мнение. Старайтесь отвечать искренне и точно. Напишите свою фамилию и прочие данные о себе в верхней части листка для ответов. Отвечая ...