Исследование общего и этнически особенного в полоролевых представлениях и проявлениях психологического пола личности
Страница 10

Психологическая информация » Психологический пол личности » Исследование общего и этнически особенного в полоролевых представлениях и проявлениях психологического пола личности

Причиной выявленных межэтнических отличий может быть то, что этнокультурные полоролевые традиции татар в меньшей степени соответствовали современной модели маскулинности-фемининности общественного сознания, чем этнокультурные традиции русских. Поэтому при становлении психологического пола личности испытуемых татарской национальности соответсвие индивидуальных психологических качеств идеальной полоролевой модели могло осуществиться при их осознании и актуализации.

Таким образом, видно, что в современных социально-экономического условиях нашего общества, которые характеризуются нестабильностью и ускоряющимися темпами в изменении системы общественных отношений, сохраняется довольно сильное этнокультурное влияние на результат развития психологического пола личности и оно не всегда соответствует идеальным представлениям общественного сознания.

Выводы

1. В современных условиях общественно-экономических отношений идеальная модель маскулинности-фемининности становится все менее полярной, образуя многомерный континуум. Это расширяет возможности развития психологического пола личности и требует применения в психологическом исследовании соответствующих методик его измерения.

2. Выявленная в результате исследования инвариантная модель маскулинности-фемининности показала следующее:

у испытуемых татарской и русской национальности сходные образы маскулинности-фемининности, что позволяет говорить о единой для них полоролевой модели; ценностная структура мужских психологических качеств представлена достаточно четко, а ценностная структура женских психологических качеств — неопределенная, диффузная; ряд психологических качеств входит в ценностную структуру как мужского, так и женского идеального образа, то есть представленная в общественном сознании идеальная полоролевая модель имеет ортогональный характер; в содержание инвариантной полоролевой модели входят как специфические этнокультурные представления, так и представления, отражающие универсальные, общечеловеческие ценности.

3. Определение типов психологического пола личности с использованием модифицированной методики BSRI показало, что наиболее часто как для мужчин, так и для женщин свойственно проявление андрогинности при преобладании показателей по шкале маскулинности у мужчин и по шкале фемининности у женщин. Проявление недифференцированного психологического пола личности сопровождалось ощущением испытуемым отсутствия у себя проявлений и женственности и мужественности как психологических качеств личности и поведения. Становление какого-либо определенного типа психологического пола личности статистически не связано со степенью разделения в сознании испытуемых качеств личности и поведения на "мужские" и "женские".

4. Между группами женщин разной национальности выявленные статистические различия меньше, чем между группами мужчин татарской и русской национальности. Различия между полами проявлялись также в том, что мужчины, в большинстве, отрицают у себя проявление женственности как психологического качества, в то же время женщины проявление у себя мужественности оценивают сравнительно выше. Эти данные показывают, что современные социально-экономические условия могут привести к общей маскулинизации.

5. Межэтнические различия заключались в том, что:

у испытуемых русской национальности по сравнению с испытуемыми татарской национальности статистически больше выражена и полярность полоролевых представлений, и дифференциация психологического пола в зависимости от биологического; у испытуемых татарской национальности дифференциация психологического пола в зависимости от биологического была связана со значимой корреляцией между восприятием отдельных качеств как соответствующих своему полу и их большей выраженностью, то есть, предположительно, сознательной ориентацией на индивидуальное восприятие инвариантной полоролевой модели. У испытуемых русской национальности такая связь отсутствовала.

Эти данные говорят о том, что этнокультурные полоролевые традиции татар в меньшей степени соответствуют инвариантной полоролевой модели общественного сознания, чем этнокультурные полоролевые традиции русских, и это может отражаться на результате становления психологического пола их личности. Становление психологического пола личности наиболее гармонично (и в то же время неосознанно) происходит при максимальном соответствии образов маскулинности-фемининности влиянию этнокультурных полоролевых традиций. При наиболее сильном рассогласовании влияния этнокультурных традиций с идеальной моделью маскулинности-фемининности может не произойти адекватного становления психологического пола личности, и это отражается в сознании самого человека.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 

Совершенствование навыков письменной речи
Люди пользуются письменной коммуникацией реже, чем устной. Но с приходом электронной почты важность письменного общения сильно возросла. Работодатели при отборе кандидатов на вакантные места все большее внимание обращают на их умение грамотно излагать свои мысли на бумаге. Если при поступлении на работу вам предлагается заполнить анкет ...

Практические рекомендации по сохранению и укреплению психического здоровья детей старшего дошкольного возраста вконтексте воспитания в семье и дошкольном образовательном учреждении
1.Психодиагностический блок. На первом этапе психодиагностики детей поступающих в дошкольное образовательное учреждение, необходимо: - изучить медицинский анамнез на основе специальной документации и беседы с медицинским работником; - составить педагогический анамнез на основе анкетирования и бесед с воспитателем; - изучить условия ...

Выводы
1. Среди 30,2% студентов технического вуза встречаются те или иные невротические расстройства. Высокая вероятность возникновения невроза отмечалось у 3% респондентов, средняя у 27,2%, низкая у 36,6%, очень низкая вероятность у 33,2%. В их происхождении играют роль различные бытовые, социальные, личностные, биологические, информационные ...