Исследование общего и этнически особенного в полоролевых представлениях и
проявлениях психологического пола личностиСтраница 5
Выходцев из сельской местности (окончивших сельские школы) в группах представителей татарской и русской национальности приблизительно было поровну, их количество не превышало 10%. Предполагалось, что все респонденты, принявшие участие в исследовании, в достаточной мере владеют русским языком, чтобы адекватно отвечать на вопросы анкеты, поскольку их образование в школе и в высшем учебном заведении происходит на русском языке и требует хорошего знания этого языка. Кроме того, каждый респондент мог отказаться от заполнения опросника либо попросить помощи экспериментатора при непонимании некоторых моментов.
Особенностью данной выборки являлось также то, что молодежь этого поколения первые 10 лет своей жизни воспитывалась в условиях реализуемой в бывшем СССР идеи планомерной этнической денационализации — утраты этничности и формирования идеологической идентичности. В последующие годы (в подростковом возрасте и позже) развитие их личности происходило на фоне двух противоречивых тенденций общественного сознания: резкого усиления этнического самосознания народов, ценрации на "своем" этносе и в то же время обращенности к ценностям западно-европейского и американского образа жизни и культуры. Такие динамичные и противоречивые условия становления личности актуализировали необходимость адаптироваться к этим постоянным и бурным изменениям.
В ходе исследования выявлялись особенности психологического пола личности и полоролевых представлений испытуемых. Каждому респонденту предлагалось заполнить опросник, состоящий из теста на определение психологического пола личности и разработанной на его основе анкеты на определение полоролевых представлений (образец опросника представлен в прил. 8).
Заполнение опросника проходило по следующей схеме: сначала испытуемый заполнял первую часть опросника (тест на определение психологического пола) и вторую часть (демографические данные). Затем первые части убирались и предъявлялась третья часть (определение полоролевых представлений). Задача экспериментатора здесь сводилась к тому, чтобы разъяснять в случае необходимости какие-либо непонятные моменты при заполнении опросника, предъявлять испытуемому части опросника согласно установленной процедуре.
При обработке результатов индивидуально определялся количественно и качественно психологический пол личности и полярность полоролевых представлений каждого испытуемого, выявлялась зависимость этих показателей в группах и индивидуально. Для определения полярности полоролевых представлений мы использовали вычисление коэффициента полярности полоролевых представлений Кп каждого испытуемого по формуле, приведенной в предыдущем параграфе.
При сопоставлении данных по исследуемым группам мы условно выделили три уровня проявления полярности полоролевых представлений —
высокую (Кп>0,5), среднюю (0,2<КП<0,5) и низкую (Кп<0,2) — и разделили испытуемых каждой национальной группы по уровням полярности их полоролевых представлений. Результаты представлены в табл. 7 и графически на рис. 10.
Таблица 7
Распределение испытуемых в группах
с различной полярностью полоролевых представлений
(в количестве человек и в процентах от численности группы)
Полярность |
Татары |
Русские | ||||
полоролевых |
муж. |
жен. |
всего |
муж. |
жен. |
всего |
представлений |
(N=83 ) |
(N=90) |
(N=173) |
(N=95) |
(N=90) |
(N=185) |
высокая |
24 |
27 |
51 |
34 |
27 |
61 |
(Кп >0,5) |
28,9 % |
30% |
29,4% |
35,7 % |
30% |
32,9% |
средняя |
45 |
45 |
90 |
50 |
53 |
103 |
(0,2 < Кп < 0,5) |
54,2% |
50% |
52% |
52,6% |
58,9% |
55,6% |
низкая |
14 |
18 |
32 |
11 |
10 |
21 |
(Кп < 0,2 ) |
16,8% |
20% |
18,4% |
11,5% |
11% |
11,3% |
Освобождение
Символы четырнадцатой группы – символы освобождения – родственны символам развития. Они означают уничтожение препятствий, освобождение от иллюзий и комплексов, от отождествления с различными "ролями", которые мы играем в жизни, с "масками", которые мы одеваем, с нашими "идолами" и т.д. Освобождение означает ...
Методики диагностики и коррекции долговременных программ, формирующих
жизненный путь личности. Выявление долговременных
программ. (методика «психологическая автобиография»)
На протяжении жизненного пути в едином адаптационном процессе одновременно и во взаимосвязи происходит функционирование соматических, личностных и социально-психологических переменных человека, что обусловлено многофункциональностью и разнонаправленностью жизненного пути. Уровни соматического, личностного и социально-психологического фу ...
Интерпретация факторов. Фактор А “Замкнутость – общительность”
При низких оценках человек характеризуется необщительностью, замкнутостью, безучастностью, некоторой ригидностью и излишней строгостью в оценке людей.
Он скептически настроен, холоден по отношению к окружающим, любит быть в одиночестве, не имеет близких друзей, с которыми можно быть откровенным.
При высоких оценках человек открыт и до ...