Исследование общего и этнически особенного в полоролевых представлениях и проявлениях психологического пола личности
Страница 5

Психологическая информация » Психологический пол личности » Исследование общего и этнически особенного в полоролевых представлениях и проявлениях психологического пола личности

Выходцев из сельской местности (окончивших сельские школы) в группах представителей татарской и русской национальности приблизительно было поровну, их количество не превышало 10%. Предполагалось, что все респонденты, принявшие участие в исследовании, в достаточной мере владеют русским языком, чтобы адекватно отвечать на вопросы анкеты, поскольку их образование в школе и в высшем учебном заведении происходит на русском языке и требует хорошего знания этого языка. Кроме того, каждый респондент мог отказаться от заполнения опросника либо попросить помощи экспериментатора при непонимании некоторых моментов.

Особенностью данной выборки являлось также то, что молодежь этого поколения первые 10 лет своей жизни воспитывалась в условиях реализуемой в бывшем СССР идеи планомерной этнической денационализации — утраты этничности и формирования идеологической идентичности. В последующие годы (в подростковом возрасте и позже) развитие их личности происходило на фоне двух противоречивых тенденций общественного сознания: резкого усиления этнического самосознания народов, ценрации на "своем" этносе и в то же время обращенности к ценностям западно-европейского и американского образа жизни и культуры. Такие динамичные и противоречивые условия становления личности актуализировали необходимость адаптироваться к этим постоянным и бурным изменениям.

В ходе исследования выявлялись особенности психологического пола личности и полоролевых представлений испытуемых. Каждому респонденту предлагалось заполнить опросник, состоящий из теста на определение психологического пола личности и разработанной на его основе анкеты на определение полоролевых представлений (образец опросника представлен в прил. 8).

Заполнение опросника проходило по следующей схеме: сначала испытуемый заполнял первую часть опросника (тест на определение психологического пола) и вторую часть (демографические данные). Затем первые части убирались и предъявлялась третья часть (определение полоролевых представлений). Задача экспериментатора здесь сводилась к тому, чтобы разъяснять в случае необходимости какие-либо непонятные моменты при заполнении опросника, предъявлять испытуемому части опросника согласно установленной процедуре.

При обработке результатов индивидуально определялся количественно и качественно психологический пол личности и полярность полоролевых представлений каждого испытуемого, выявлялась зависимость этих показателей в группах и индивидуально. Для определения полярности полоролевых представлений мы использовали вычисление коэффициента полярности полоролевых представлений Кп каждого испытуемого по формуле, приведенной в предыдущем параграфе.

При сопоставлении данных по исследуемым группам мы условно выделили три уровня проявления полярности полоролевых представлений —

высокую (Кп>0,5), среднюю (0,2<КП<0,5) и низкую (Кп<0,2) — и разделили испытуемых каждой национальной группы по уровням полярности их полоролевых представлений. Результаты представлены в табл. 7 и графически на рис. 10.

Таблица 7

Распределение испытуемых в группах

с различной полярностью полоролевых представлений

(в количестве человек и в процентах от численности группы)

Полярность

Татары

Русские

полоролевых

муж.

жен.

всего

муж.

жен.

всего

представлений

(N=83 )

(N=90)

(N=173)

(N=95)

(N=90)

(N=185)

высокая

24

27

51

34

27

61

(Кп >0,5)

28,9 %

30%

29,4%

35,7 %

30%

32,9%

средняя

45

45

90

50

53

103

(0,2 < Кп < 0,5)

54,2%

50%

52%

52,6%

58,9%

55,6%

низкая

14

18

32

11

10

21

(Кп < 0,2 )

16,8%

20%

18,4%

11,5%

11%

11,3%

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Использование игры в работе педагога с подростками
В работе педагога игре можно уделить одно из важнейших мест, так как игра – это одно из ведущих средств воспитания и формирования коммуникативных умений и способностей, а так же важнейшая форма организации жизни. В игре ребенок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будет зависеть ценно ...

Методика, объект и результаты исследования групповых свойств личности. Содержание методики исследования
В качестве методики исследования использован многофакторный опросник личности (форма 16РF) опубликован Р.Б. Кэттеллом в 1949 г. и с тех пор широко используемый в психодиагностической практике. Данный тест универсален, практичен, дает многогранную информацию об индивидуальности. Вопросы носят прожективный характер, отражают обычные жизне ...

Эмпатия
Эмпатия - это мысленный процесс уподобления себя другому человеку, но с целью "понять" переживания и чувства познаваемого человека, без помощи слов, не опираясь на мышление, а с помощью ощущений, чувств, эмоций и последующего осознания их, проявление эмоциональной отзывчивости. Слово "понимание" здесь используется в ...