Исследование общего и этнически особенного в полоролевых представлениях и
проявлениях психологического пола личностиСтраница 7
В группе мужчин татар наблюдается относительно большой процент лиц с недифференцированным психологическим полом (7,2%). Ответы этих испытуемых на тест были подвергнуты более тщательному анализу, который показал, что все испытуемые с недифференцированным психологическим полом при отрицательных результатах по шкалам и маскулинности и фемининности имели широкий диапазон самооценок по отдельным качествам (от 1 (никогда не свойственно) до 7 (всегда свойственно). Это позволяет предположить, что они были искренни при ответах на задания теста. В то же время выявилась следующая зависимость: все испытуемые с недифференцированным психологическим полом низко (отрицательно) оценивали у себя проявление и мужественности и женственности как отдельных качеств личности и поведения, представленных в методике. Это говорит о том, что они сами осознавали недифференцированность психологического пола своей личности.
Среди испытуемых с другими типами психологического пола подобной зависимости не наблюдалось: мужчины оценивали высоко (положительно) у себя мужественность как качество личности и поведения и низко (отрицательно) — женственность. Женщины оценивали положительно свою женственность и ниже — мужественность. Кроме того, выявилась важная, на наш взгляд, закономерность: подавляющее большинство мужчин отрицательно оценивают у себя женственность (на 1-2 балла), в то время как большинство женщин (с андрогинным типом психологического пола) свою мужественность оценивают выше — в среднем на 4 балла (рис. 11).
П мужественность НО женственность
-1
f
3
-З1
мужчины
женщины
Рис.11. Самооценка выраженности (в баллах) мужественности и женственности
у мужчин и женщин с различным типом психологического пола личности
(А - андрогинный психологический пол, Ф - фемининный психологический пол, М -
маскулинный психологический пол, Н - недифференцированный психологический пол)
Эти данные могут говорить о маскулинизации женщин нашего общества, на что указывалось в исследованиях других авторов, проведенных с применением разных методик определения психологического пола и полоролевых ориентации [44, 51, 52]. Причиной этому могут являться как
современные социально-экономические условия, так и специфика послереволюционной идеологии в нашем обществе (также обусловленная социально-экономическими задачами общества), воспевающая мужественность в женщине.
В целом видно, что среди представителей русской национальности несколько больше выражена и полярность полоролевых представлений, и дифференциация психологического пола в соответствии с биологическим. Предположительно эти данные могут говорить о зависимости между тем, насколько сильно представления испытуемого о различных характеристиках поведения и личности поляризованы на "мужские" и "женские", и степенью выраженности у него качеств, соответствующих половым стереотипам в обществе.
Для проверки этого предположения мы объединили имеющиеся данные по полярности полоролевых представлений и проявлениям психологического пола личности испытуемыми в группах в сводную таблицу (табл. 9). При сопоставлении данных каждая группа разбилась на три части по степени полярности полоролевых представлений испытуемых, в каждой из которой отмечено в процентном соотношении количество лиц с выявленными типами психологического пола личности.
Результаты, полученные при сопоставлении качественных показателей психологического пола личности и полярности полоролевых представлений испытуемых в группах опровергают предположение об их зависимости. Обращают на себя внимание различия между национальными группами: в группах мужчин и женщин татарской национальности большое количество слабовыраженных связей между проявлениями психологического пола и степенью полярности представлений, в то время как в группах испытуемых русской национальности преобладают сильно выраженные связи.
Исследование особенностей адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Программа исследования
Цель:
Исследование эффективных форм психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению.
Задачи исследования.
1. На основе теоретического анализа литературы по проблеме психолого-педагогического сопровождения детей раннего детства, провести эмпирическое исследование, на предмет в ...
Цели
Чтобы сформулировать терапевтические цели, ТД терапевт должен опираться на уровень развития индивида или группы. Некоторые пациенты не способны вынести идентификацию и прямое выражение чувств. А другие не могут выстроить когнитивную связь со своим движенческим поведением, как отражением себя. Важно помнить, что то, что является разумной ...
Вывод
Технические системы становятся взаимосвязанными только благодаря наличию такого основного звена, как человек.
Готовность человека к успешным действиям в аварийной ситуации складывается
из его личностных особенностей, уровня подготовленности, полноты информации о случившемся, наличии времени и средств для ликвидации аварийной ситуации ...