Проблемы изучения профессионального здоровья личности в психологической литературе. Концептуальные подходы в понимании профессионального здоровья личности
Страница 2

Психологическая информация » Особенности профессионального здоровья сотрудников отдела внутренних дел » Проблемы изучения профессионального здоровья личности в психологической литературе. Концептуальные подходы в понимании профессионального здоровья личности

В отношении соматического здоровья выделяются следующие уровни: абсолютное здоровье; здоровье с незначительными морфофункциональными отклонениями; хроническое заболевание в стадии компенсации; хроническое заболевание в стадии субкомпенсации; хроническое заболевание в стадии декомпенсации [13, 1995, с. 10].

В отношении психического здоровья предлагаются следующие подходы:

• здоров; практически здоров; неблагоприятные прогностические признаки; болен (не способен руководить своими поступками); болен (не может вести свои дела, представляет опасность для окружающих) [43, 1986, с. 89];

• идеальная норма; среднестатистическая норма (свойственная популяции в целом); конституциональная норма; акцентуации; предпатология или уровень повышенного риска (функциональная норма); предболезнь (дисфункциональное состояние, субклинические признаки) [38, 1987, с. 57].

Б. С. Братусь с соавторами [10, 1988, с. 16] выделяют следующие уровни психического здоровья: высший уровень – личностно-смысловой или уровень личностного здоровья, который определяет качество смысловых отношений; индивидуальный уровень – его оценка зависит от способности человека адекватным образом реализовывать смысловые устремления; базовый уровень - психофизиологический – определяется особенностями внутренней, мозговой, нейрофизиологической организации актов психической деятельности. Поскольку существуют разные уровни психического здоровья, авторы считают правомерным говорить о том, что последнее может страдать из-за нарушений на одном из них.

При другом подходе, под здоровьем понимается уровень активности субъекта, обеспечивающий беспрепятственную реализацию его личностного потенциала. В этом случае норму можно трактовать как некую относительную, условную границу, разделяющую средний, присущий большинству уровень активности, и крайние – максимальные и минимальные – показатели активности. Такое понимание нормы более характерно для ее психических составляющих, в отношении которых норма часто определяется исходя из нормального закона распределения случайных величин. Например, значимость выполнения основных социальных функций подчеркивается в определениях здоровья с позиций активности личности [25, 2001, с. 18].

Необходимо отметить, что здоровье индивида на сегодняшний день не имеет единого общепринятого определения. Ряд авторов по-разному рассматривают сущность понятия «здоровье». Приведем следующие определения.

Здоровье – состояние оптимальной жизнедеятельности субъекта, наличие предпосылок и условий его всесторонней и долговременной активности в сферах социальной практики [26, 2001, с. 29].

Здоровье – оптимальное состояние его организма, обеспечивающее реализацию генетических программ, безусловно-рефлекторной, инстинктивной, генеративной функций и умственной деятельности, реализующей фенотипическое поведение, направленное на социальную и культурную сферы [23, 1996, с.64].

Здоровье – динамическое состояние, процесс сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни [18, 1989, с.27].

Здоровье является интегральной характеристикой, отражающей влияние различных условий (как внешней, так и внутренней среды) на успешность адаптации человека [8, 2001, с. 54].

Чтобы добиться максимально возможной однозначности по данному вопросу, нам представляется целесообразным в качестве исходной позиции использовать трактовку Устава Всемирной организации здравоохранения, согласно которому: «Здоровье – состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [5, 1985, с. 56]. Хотя в этом определении первая часть имеет выраженный субъективный характер с вытекающими отсюда трудностями ее объективной оценки, но она, по крайней мере, понятна каждому человеку.

Однако возникают значительные трудности и с точки зрения теории, и с точки зрения практики в трактовке понятия «болезнь». В настоящее время многие авторы рассматривают болезнь как нарушение взаимоотношений организма со средой. На всех этапах развития болезни происходит борьба процессов повреждения и защиты. И каждая болезнь начинается с какого-нибудь повреждения, «поломки» организма [14, 2001, с. 281].

Страницы: 1 2 3 4 5

Выводы
Общие психолого-педагогические выводы и рекомендации в соответствии с целью исследования даются на основе обобщения данных, получаемых в результате исследования познавательных процессов студента. А целью моего исследования, как я уже говорил выше, является выяснения особенностей индивидуального развития на момент развития, и выяснение н ...

Задачи специальной психологии
Основные группы задач специальной психологии Потребности науки и практики определили ряд задач специальной психологии: 1. Первая группа задач – общенаучные теоретические задачи, касающиеся проблем развития психики детей с нарушениями развития: • раскрытие закономерностей развития и проявления психики, общих для нормальных и аномальны ...

Фактор М “Практичность – развитое воображение”
При низких оценках человек практичный, добросовестный. Он ориентируется на внешнюю реальность и следует общепринятым нормам, ему свойственна некоторая ограниченность и излишняя внимательность к мелочам. При высокой оценке можно говорить о развитом воображении, ориентировании на свой внутренний мир, высоком творческом потенциале человек ...