Проблемы изучения профессионального здоровья личности в психологической литературе. Концептуальные подходы в понимании профессионального здоровья личности
Страница 5

Психологическая информация » Особенности профессионального здоровья сотрудников отдела внутренних дел » Проблемы изучения профессионального здоровья личности в психологической литературе. Концептуальные подходы в понимании профессионального здоровья личности

Поведенческая составляющая профессионального здоровья подразумевает под собой выбор той или иной стратегии преодолевающего поведения в стрессовых ситуациях профессиональной деятельности. Это позволяет человеку как можно лучше адаптироваться к требованиям ситуации путем овладения, ослабления или смягчения этих требований, тем самым уменьшает стрессовое воздействие ситуации. В противном случае может возрасти психическое напряжение.

Проведенный анализ литературы по проблеме профессионального здоровья позволяет нам сделать следующие выводы.

В настоящее время существует несколько направлений в понимании того, что рассматривать под профессиональным здоровьем. При изучении взаимосвязи профессионального здоровья и социального опыта нам представляются важными следующие положения.

Во-первых, в качестве основополагающего подхода к исследованию профессионального здоровья мы рассматриваем подход Б.С. Братуся [10, 1988, с. 58-60]. В нем проявления «профессионального здоровья – нездоровья» рассматриваются на четырех уровнях – соматическом (биологическом), психическом, социальном и экзистенциальном (или духовном, эсхатологическом). На каждом из этих уровней профессиональное здоровье имеет свои особенности. На биологическом уровне профессиональное здоровье проявляется в форме соматического здоровья как динамическое равновесие всех внутренних органов, их адекватное реагирование в среде, создаваемой условиями профессиональной деятельности, нормальное, оптимальное функционирование организма. Профессиональное здоровье на этом уровне – это отсутствие соматического заболевания или каких-либо его признаков. Нарушения равновесия внутренних органов, неадекватную реакцию организма на факторы профессиональной среды, различные последствия в форме соматических нарушений можно рассматривать как проявления профессионального нездоровья. Профессиональное здоровье на психологическом уровне связано с личностным контекстом, в рамках которого человек предстает как психическое целое. Душевное здоровье принято определять и по степени вовлеченности в общение, в социальное взаимодействие. Становление внутреннего мира личности происходит в процессе формирования и реализации многообразных социальных отношений и взаимодействий человека в обществе и группах. Поэтому способность к полноценному выполнению основных социальных функций, участие в социальной деятельности и общественно полезном труде рассматривается как один из важнейших критериев психического здоровья и необходимое условие профессионального здоровья. Важнейшим признаком здоровья личности на духовном уровне является ее стремление развиваться, самосовершенствоваться в соответствии с высокими нравственными и духовными идеалами. Профессиональное здоровье на этом уровне проявляется в согласованности смысла жизни с целями профессиональной деятельности.

Во-вторых, любой вид деятельности непременно сопровождается эмоциями, эмоциональное состояние личности являются факторами, определяющими эффективность профессиональной деятельности, развития утомления, переутомления, профессиональной патологии, что находит отражение на профессиональном здоровье.

В-третьих, здоровье – не что иное, как процесс сохранения функций организма и социальной активности. Целостность личности является одним из главных критериев ее психического здоровья. Переход от здоровья к болезни есть не просто макроскачок, а качественное состояние, которое можно охарактеризовать как предболезнь, как следствие изменений реактивности организма, нарушения его саморегуляции и процессов адаптации. Критерием профессионального здоровья часто выступает уровень социальной адаптации субъекта, главными характеристиками которой являются: уравновешенность и адекватность реакций человека на внешние воздействия, постоянство поведения, адекватное восприятие социальной действительности, интерес к окружающему миру, направленность на общественно полезное дело, альтруизм, ответственность, эмпатия, бескорыстие, культура потребления, способность к целеполаганию и достижению поставленных целей.

Итак, из всего вышесказанного мы приходим к выводу о том, что профессиональное здоровье – это комплексное, системное понятие, в которое входят эмоциональный (удовлетворенность своей работой, продвижением по службе, руководством, вера в себя и свои способности и т.д.), когнитивный (знания человека о своем профессиональном здоровье, устойчивость и концентрация внимания, критичность мышления, необходимость принимать много решений и др.), поведенческий (стресс-преодолевающее поведение и т.д.) аспекты личности.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Психофизические состояния, возникающие успортсменов в спортивной деятельности, в психолого-педагогической и методической литературе. Понятие вопроса. История. Роль и их значение
«Психофизические состояния – целостная реакция человека на внешнее и внутреннее воздействие, возникающие при выполнении значимой для человека деятельности, направленные на достижение полезного результата» [14, с.135]. «Психические состояния — важнейшая область внутреннего мира человека, имеющего определенное внешнее выражение» [7, с.2] ...

Работа с реквизитом
Для некоторых непосредственные отношения с другими могут быть болезненными или пугающими переживаниями. Тогда соединению участников группы может помочь работа с предметами. Более того, предметы могут способствовать прямому выражению чувств, когда действительные чувства слишком пугают. Пеновые мячики можно бросить, разломать раздавить; п ...

Общая характеристика особенностей развития эмоционально-волевой сферы у дошкольников с нарушениями зрения .
Эмоциональные переживания, связанные с дефектом, неясность целей и роли различных форм деятельности обусловливают различную степень интенсивности деятельности, ситуативность в поведении детей этого возраста, показывают зависимость формирования активности и самостоятельности от условий ее организации и управления. Нарушение зрения влияе ...