Проблемы изучения профессионального здоровья личности в психологической литературе. Концептуальные подходы в понимании профессионального здоровья личности
Страница 3

Психологическая информация » Особенности профессионального здоровья сотрудников отдела внутренних дел » Проблемы изучения профессионального здоровья личности в психологической литературе. Концептуальные подходы в понимании профессионального здоровья личности

Если попытаться интегрировать критерии, представленные в разных источниках, то получается следующий набор субъективных и объективных показателей состояния человека, свидетельствующих о наличии болезни, большинство из которых не являются абсолютными [29, 1996, с. 57].

1. Негативный субъективный статус (самочувствие, активность, настроение). Многовековой опыт врачебного обследования свидетельствует, что первым вопросом к пациенту является: «Что вас беспокоит? На что вы жалуетесь?».

2. Наличие болевого синдрома, то есть не только сенсорного компонента боли, но и его психоэмоционального и рефлекторного компонентов.

3. Снижение или полная утрата трудоспособности.

4. Отклонение от нормы объективных показателей физического и психического статуса.

5. Наличие органических дефектов, выявляемых как визуально, так и инструментальными методами (например, рентгенография и др.).

6. Выявление функциональных расстройств в деятельности физиологических систем.

7. Уменьшение объема и степени мобилизации функциональных резервов.

8. Снижение переносимости повышенных физических и психических нагрузок.

9. Ухудшение адаптационных возможностей к климатическим, психическим, трудовым и социальным факторам.

10. Снижение резистентности к патогенным факторам.

11. Обострение скрытых, вялотекущих хронических заболеваний.

Качественное и количественное сочетание этих показателей трудно перечислить, что и создает, порой большие сложности в вынесении заключения – болен человек или нет, иными словами – болен человек или здоров. Вот поэтому при решении вопроса о профессиональном здоровье в первую очередь следует однозначно констатировать наличие или отсутствие какого-либо заболевания.

Ситуация усложняется еще и тем, что людей здоровых практически нет, и это вносит еще большую неопределенность при оценке профессиональной пригодности [35, 2006, с.67-68].

Указанные выше обстоятельства и привели к появлению понятия профессиональное здоровье. Однако пока еще не сложилось общее мнение о том, какое содержание следует вкладывать в данное понятие. Разными авторами высказываются определенные соображения на этот счет. Так, В.А. Пономаренко рассматривает профессиональное здоровье как возможность организма сохранять необходимые компенсаторные и защитные механизмы, обеспечивающие работоспособность во всех условиях и на всех этапах профессиональной деятельности [33, 1990, с. 150]. В рамках данной концепции здоровье рассматривается как совокупность физиологических и психофизиологических параметров, обеспечивающих высокую надежность деятельности и профессиональное долголетие. При этом речь идет не только о здоровье как таковом, но и об определенной связи между состоянием здоровья и резервными возможностями организма, определяющими эффективность профессиональной деятельности. Центральной проблемой данной концепции является проблема функционального состояния и оценки функциональных резервов. Чем значительнее функциональные резервы, тем больше вероятность продления профессионального долголетия. По мнению А.Г. Маклакова, профессиональное здоровье следует понимать как определенный уровень характеристик здоровья специалиста, отвечающий требованиям профессиональной деятельности и обеспечивающий ее высокую эффективность [24, 1996, с. 110].

Анализ литературных данных позволяет нам определить следующее. Существует ряд факторов, которые определяют профессиональное здоровье. Их можно разделить на эмоциональные (различные стрессовые факторы, влияющие на профессиональное здоровье), когнитивные (знания о профессиональном здоровье, о его роли в жизни, знания основных факторов, укрепляющих и повреждающих здоровье и др.) и поведенческие (выбор той или иной стратегии поведения в стрессовой ситуации). Эти факторы взаимосвязаны друг с другом и формируют единый процесс здоровья.

Рассмотрим эмоциональный аспект профессионального здоровья. Эмоциональный аспект профессионального здоровья – это эмоциональная устойчивость, способность противостоять стрессам, адекватно оценивать эмоции окружающих, проявлять свои эмоции и управлять ими.

В профессиональной сфере субъект сталкивается со множеством специфических стрессоров, большинство из которых действует непрерывно и длительно, вызывая переутомление, общие и профессиональные заболевания, преждевременное старение и даже деформации личности [7, 1995, с. 74].

Страницы: 1 2 3 4 5

Познавательная деятельность в Интернете. Хакинг
Интернет и WWW предоставляют множество возможностей осуществления познавательной деятельности посредством, например, гипертекстовой навигации. Отдельной познавательной задачей может выступать выяснение организации работы Интернета как конгломерата взаимосвязанных компьютерных сетей, закономерностей хранения, сортировки, индексирования ...

Процессы памяти
Кроме видов памяти выделяют еще и ее процессы. В качестве основания при этом рассматривают различные функции, которые выполняет память в жизни и деятельности человека. У разных людей эти функции развиты не одинаково. Например, есть люди, которые с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомнен ...

Тифлопсихология. Психология детей с нарушениями зрения
Развитие словаря у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения Особенности развития словарного запаса у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Развитие словарного запаса—это увеличение числа используемых и понимаемых слов (количественный аспект) и смысловое развитие словаря, т.е. соотношение слов и обозначаемых ими предм ...