Проблемы изучения профессионального здоровья личности в психологической литературе. Концептуальные подходы в понимании профессионального здоровья личности
Страница 1

Психологическая информация » Особенности профессионального здоровья сотрудников отдела внутренних дел » Проблемы изучения профессионального здоровья личности в психологической литературе. Концептуальные подходы в понимании профессионального здоровья личности

Сегодня проблема профессионального здоровья привлекает к себе все большее внимание. Подробно изучаются различные аспекты психологического обеспечения профессиональной деятельности, непосредственно связанные с влиянием неблагоприятных условий труда (перенапряжения, перегрузок, психотравмирующих факторов и т.д.) на физическое и психическое здоровье личности. Достаточно сказать, что уже неправильный выбор профессии в последующем может таить в себе угрозу развития психосоматических расстройств, вызванных устойчивыми переживаниями чувства неудовлетворенности от выполняемой работы. Негативно отразиться на состоянии здоровья субъекта труда может неудачно протекающий процесс его профессиональной адаптации; отсутствие удовлетворительной перспективы собственного профессионального роста; неблагоприятная психологическая атмосфера в рабочем коллективе; хронически переживаемое состояние нервно-психического напряжения под воздействием тех или иных профессиональных стрессов и т.д.

Сущность термина «профессиональное здоровье», безусловно, связана с понятиями более общего порядка - «здоровье» и «болезнь». Различные справочники, учебники и даже нормативные издания расходятся в толковании этих терминов [6, 1973, с.15]. Сейчас насчитывается более 100 определений понятия «здоровья».

В физиологическом смысле понятие «здоровье» обычно отождествляют с понятием «норма», которое означает отсутствие существенных отклонений от эталонных характеристик.

На самом высоком уровне обобщения можно выделить два подхода к пониманию здоровья. Первое понимание трактует здоровье как отсутствие болезни. Болезнь же понимается как превышение нормы, которая, в свою очередь, понимается как видовая норма – физиологическая или психофизиологическая норма, общая и жестко заданная для всех (норма зрения, слуха и т.п.). Наиболее изученными и используемыми в практике, несмотря на ряд недостатков, являются нозоцентрический и нормоцентрический подходы.

В рамках нозоцентрического подхода можно дать следующее определение: здоровье – это состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения [9, 1972, с.124].

Одним из критериев психического здоровья, которым действительно пользуются в клинической практике, является отсутствие психического заболевания. Речь идет о способности сохранять психическое равновесие в изменяющихся жизненных условиях. Здоровый человек, в отличие от больного, способен управлять миром своих психических явлений, держать их под контролем [30, 2000, с. 149].

Нормоцентрический подход наиболее полно можно отразить в следующих определениях:

Здоровье человека – это способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров сенсорной, вербальной и структурной информации [11, 1987, с. 54].

«Здоровье человека – одухотворенная, целенаправленная жизнь, соответствующая требованиям внутренней (биологической) и внешней (социальной, трудовой и бытовой) среды» [6, 1973, с. 44].

Психически здоровый человек, в отличие от больного, способен регулировать свои поступки и поведение в границах социальных норм [28, 2002, с. 46].

При данном подходе вычисляются среднестатистические показатели нормы. Организм здоров, если его показатели находятся в пределах верхней и нижней границы нормы. Однако не всякое отклонение от нормы есть болезнь. Граница между нормой и ненормой (болезнью) не носит жесткого, разделительного характера. Она расплывчата и достаточно индивидуальна.

На основании нозоцентрического и нормоцентрического подходов, процесс возникновения болезни можно разделить на стадии: здоровье – предболезнь – болезнь или норма – предпатология – патология. Норма – это критерий, который позволяет оценить степень гармонии организма с внешней средой. При статическом подходе к здоровью, то есть определении его как «состояние», понятие «норма» и понятие «здоровье» отождествляются, и всякое отклонение от общепринятой нормы рассматривается как патология (болезнь). Норма – это не только количественные физиологические характеристики человека (рост, вес, давление), но и качественные индикаторы глубинных процессов жизнедеятельности человека на всех уровнях и на всех этапах развития индивида как общественного существа [37, 1996, с. 87].

Страницы: 1 2 3 4 5

Подготовка к интеграции дошкольников с задержкой психического развития
Воспитание и обучение дошкольников с отклонениями в развитии в дошкольных учреждениях (группах) компенсирующего вида, в учреждениях «Начальная школа – детский сад» компенсирующего вида, в дошкольных отделениях (группах) специальных (коррекционных) учреждений, в группах кратковременного пребывания осуществляются в соответствии со специал ...

Психологические свойства толпы
«С презреньем на зверей смотреть не надо, Что будто бы они не знают слов, Сбиваются и люди часто в стадо, В котором бродит множество ослов». Э. Сервус Социальные психологи отмечают ряд психологических особенностей толпы. Они свойственны всей психологической структуре этого образования и проявляются в различных сферах: 1 Когнитивно ...

Особенности речевого развития детей раннего возраста
Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Речь перестраивает все психические процессы ребёнка: восприятие, мышление, память, чувства, желания. Она открывает возможности для совершенно новых и специфически человеческих форм внешней и внутренней жизни - сознания, воображения, планирования, управления свои ...