Роль семьи и школы в организации адаптивной среды для ребенка-дошкольника. Деятельность педагогического коллектива школ на начальном этапе обучения первоклассников
Страница 1

Психологическая информация » Социальная адаптация детей дошкольного возраста к школе » Роль семьи и школы в организации адаптивной среды для ребенка-дошкольника. Деятельность педагогического коллектива школ на начальном этапе обучения первоклассников

По Закону РФ « Об образовании» все дети, независимо от их подготовки, зачисляются в первый класс общеобразовательного учреждения. В целях сохранения и укрепления физического и психического здоровья первоклассников, создания оптимальных условий для их развития, обучения и воспитания в нашей стране особое внимание уделяется организации благоприятной адаптивной среды на переходе от дошкольного к начальному школьному образованию. Деятельность педагогического коллектива школ в данном направлении строится на основе принципов[14]:

-психологической комфортности (создание особой предметно-развивающей среды, обеспечивающей эмоционально комфортные условия образовательного процесса);

-деятельности (возможность самостоятельного открытия, совершения действий, направленных на изучение предметов и явлений; развитие мелкой моторики руки);

-творчества (возможность получать опыт собственной творческой деятельности);

-непрерывности (дошкольная пропедевтическая база);

-наглядности (в соответствии с возрастными психофизическими особенностями детей.)

Основная цель этой деятельности - создание общего благоприятного фона для развития детей: физического, интеллектуального, эмоционального. В соответствии с этой целью и заявленными ранее принципами деятельность по организации благоприятной адаптационной среды направлена на:

1) максимальное обеспечение двигательной активности детей в школе;

2) создание в школе развивающей предметной среды, являющейся, по суте, продолжением той, к которой дети привыкли в детском саду и которую отличают яркость, красочность, наглядность, включение в нее игровых и сказочных мотивов;

3) широкое использование в образовательной и воспитательной работе игровых приемов, создание эмоционально значимых ситуаций и условий для самостоятельной практической деятельности;

4) изменение стиля взаимодействия взрослых и детей с авторитарного на стиль доверительного сотрудничества;

5) введение в педагогический процесс разнообразных видов детской творческой деятельности;

6) использование многообразных форм обучения неурочного типа;

7) обеспечение взаимосвязи учебной деятельности с жизнью;

8) создание щадящего режима учебной деятельности.

Кроме того, в работе с первоклассниками педагогические коллективы уделяют важное внимание валеологическому направлению с той целью, чтобы дети прошли адаптационный период без ущерба для своего здоровья, не утратив интереса к учебе, не потеряв веру в себя, в свои силы.

В соответствии с Законом РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в каждом школьном учреждении выделены следующие базовые нормативы:

-учащиеся 1 ступени должны обучаться в закрепленных за каждым классом учебных помещениях, объединенных в отдельный блок ;

- в помещениях начальных классов обязательно устанавливаются умывальники);

-для детей должно быть организовано питание: двухразовое горячее для группы продленного дня и завтраки (полдники);

-обеспеченность детей питьевой водой ;

-учебный план не должен превышать нормативное количество часов допустимой нагрузки школьников (в первом классе это 20 часов в неделю);

-соблюдение «ступенчатого режима» (в сентябре в первых классах учителями ежедневно проводятся 3 урока по 35 минут, 4-й урок проводится в нетрадиционной форме, после двух уроков предусмотрена 40-минутная динамическая пауза для организации двигательно-активных видов деятельности; с ноября проводятся 4 урока по 35 минут, с января - уроки по 40 минут; кроме того, первоклассникам предоставляются дополнительные каникулы);

Страницы: 1 2

Сурдопсихология. Психология детей с нарушениями слуха
Для того, чтобы зрительное восприятие могло выполнить свою роль в развитии и воспитании детей с нарушениями слуха, им необходимо научится управлять. А для успешного развития зрительного восприятия у детей с нарушениями слуха и эффективного управления им нужно знать его особенности. Исследование скорости процесса восприятия и узнавания ...

Теоретический анализ феномена доверия. Доверие как социально-психологическое явление.
В исследовании Скрипкиной Т.П.[3] доверие определяют как механизм, направленный на объединение человека, с одной стороны, со своими внутренними ценностями, потребностями, интересами и желаниями, то есть собственной субъектностью , а с другой – с той частью мира , с которой он собирается вступить во взаимодействие. Доверие классифицируют ...

Мотивация и центрация.
Мотивационно – потребностная сфера деятельности педагога может быть проинтерпретирована в терминах его центрации, по А,Б,Орлову. Центрация понимается в гуманистической психологии как «особым образом построенное простое взаимодействие учителя и учащихся, основанное на эмпатии, безоценочном принятии другого человека и конгруэнтности переж ...