Об аддиктивном поведении
Страница 2

Психологическая информация » Об аддиктивном поведении

И. Маркс (Marks, 1990) предложил следующие критерии для диагностики поведенческих (нехимических) зависимостей:

Ø Побуждение к контрпродуктивной поведенческой деятельности (тяга);

Ø Нарастающее напряжение, пока деятельность не будет завершена;

Ø Завершение данной деятельности немедленно, но ненадолго снимает напряжение;

Ø Повторная тяга и напряжение через часы, дни или недели (= симптомы абстиненции);

Ø Внешние проявления уникальны для данного синдрома аддикции;

Ø Последующее существование определяется внешними и внутренними проявлениями (дисфория, тоска);

Ø Гедонистичекий оттенок на ранних стадиях аддикции.

Аддикция – стойкая сверхценная трудноконтролируемая привычка (внутреннее побуждение) к деятельности: с заранее прогнозируемым негативным эффектом, сопровождаемой изменением настроения, снижением барьера самокритичности, ростом толерантности, абстиненцией (синдромом отмены, с возникающим в некоторых случаях «похмельным» раскаянием») и обязательно наступающим рецидивом.

Иногда ошибочно полагают, что у людей с такими зависимостями слабая воля. Но это мнение ошибочно, так как волевые качества аддиктов имеют завышенный показатель. Ключевая проблема аддективного поведения заключается в искаженной, зачастую деструктивной направленности сверх-волевых усилий таких людей. Сверхценное и трудноконтролируемое побуждение мотивирует человека повторять аддиктивную модель поведения, не смотря ни на что, и удовлетворять свое желание каким угодно путем (“Охота пуще неволи”).

При поведенческих аддикциях привычное поведение становится жизненно необходимым, несмотря на очевидные и зачастую осознаваемые негативные последствия («гулять, так гулять», «любить так любить»). Человек знает, что его поведение является разрушительным (нередко и для близких), но всё равно поступает именно так. Например:

ü играет в азартные игры (зная о высокой вероятности проигрыша);

ü заводит любовниц (зная, что связать с ними жизнь не в состоянии, и что от этого страдает его семья);

ü делает ненужные покупки (зачастую, на последние деньги);

ü проводит жизнь в Интернете или перед телевизором (зная, что реальная жизнь приходит в это время к краху);

ü не видит разницы между работой и удовольствием (заменяя среднеэффективным трудоголизмом общение с самыми близкими людьми и собственную боязнь внутренней пустоты);

ü голодает (гордясь собственной дистрофией);

ü переедает (понимая опасные последствия);

ü тренируется до полного изнеможения (в том числе, в экстремальных видах спорта);

ü впадает в религиозный фанатизм;

ü коллекционирует или просто копит ненужные никому вещи.

Рассмотрим подробнее компоненты аддикции и аддиктивного поведения.

1. Сверхценность. Это означает доминирование аддиктивного поведения по отношению к другим аспектам жизни. Это поведение – важнее всего. Важнее семьи, детей, родителей, друзей, карьерного успеха. В данном случае не идёт речь о клиническом понимании термина «сверхценность». Тогда – это болезнь. Тогда у человека нарушена психика. В клиническом аспекте, сверхценная идея – это доминирующая в сознании мысль, подкреплённая эмоциональной реакцией, владеющая человеком целиком, определяющая всю направленность его мыслей, поведения и оттесняющая все другие идеи, суждения. Коррекции сверхценная идея поддаётся с трудом и на короткий период, а затем она либо возвращается, либо замещается другой сверхценной идеей. Но в данном контексте имеется в виду проблемная ситуация. Такая ситуация, с которой можно справиться, не прибегая к серьёзному медицинскому воздействию, либо вообще без медицинского воздействия, но с воздействием, которое, по сути, является психотерапевтическим.

2. Трудноконтролируемое внутреннее побуждение к деятельности (тяга). Означает, что попытки человека как-то контролировать своё желание делать что-либо (играть в азартные игры, проводить время в Интернете, менять сексуальных партнёров и т. д.) являются безуспешными. Очень часто человек начинает обманывать сам себя. Мысли о том, что деятельность является вредоносной, вытесняются, не допускаются до сознания, поскольку являются психотравмирующими (вытеснение реальности). Зачастую это подкрепляется рационализацией, то есть человек пытается объяснить своё поведение с помощью квазилогических объяснений: «Я же никому не приношу вреда», «Так делают многие», «А почему я должен себе отказывать в удовольствии?», «А жить-то как?».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Выражение лица
Выражение лица является важнейшим источником информации о человеке, особенно о его чувствах. Именно мимические реакции собеседника свидетельствуют о его эмоциональном отклике, служат в качестве средства регуляции процесса коммуникации. Кроме того, лицевая экспрессия является для клиента непосредственной информацией не только об испытыва ...

Задачи специальной психологии
Основные группы задач специальной психологии Потребности науки и практики определили ряд задач специальной психологии: 1. Первая группа задач – общенаучные теоретические задачи, касающиеся проблем развития психики детей с нарушениями развития: • раскрытие закономерностей развития и проявления психики, общих для нормальных и аномальны ...

Использование игры в работе педагога с подростками
В работе педагога игре можно уделить одно из важнейших мест, так как игра – это одно из ведущих средств воспитания и формирования коммуникативных умений и способностей, а так же важнейшая форма организации жизни. В игре ребенок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будет зависеть ценно ...