Собеседование по конспекту: Хомская Е.Д. «Методологические и теоретические проблемы психологии в трудах А. Р. Лурия»
Страница 6

Психологическая информация » Ассоциативная психология » Собеседование по конспекту: Хомская Е.Д. «Методологические и теоретические проблемы психологии в трудах А. Р. Лурия»

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Луриевская нейропсихология формировалась и развивалась в тесной связи с практикой. Запросы практики были одним из стимулов ее возникновения. Связь с разными видами практики не только сохраняется на сегодняшнем этапе ее развития, но и даже усилилась за счет появления новых медико-психологических задач, которые могут решаться с позиций нейропсихологии. В луриевский период сфера практического применения нейропсихологических знаний ограничивалась взрослыми больными и включала в себя диагностическую работу (особая потребность в которой появилась в годы Великой Отечественной войны) и различные виды реабилитации5 отдельных (преимущественно речевых) психических функций. Эта практическая работа происходила в нейрохирургических и неврологических клиниках (в Москве - в Институте нейрохирургии им. Н.Н.Бурденко РАМН, в Институте неврологии РАМН, в клинике нервных болезней ММА им. И.М.Сеченова). Проводилось также консультирование неврологических больных в различных медицинских учреждениях. Объем практической работы был довольно большим (несколько сотен больных в год). Потребность в подобной деятельности была существенно выше возможностей самого А.Р. Лурия и его сотрудников. В постлуриевский период объем диагностической и реабилитационной работы в нейрохирургических и неврологических клиниках уменьшился, так как в годы перестройки экономики лечение стало платным, что привело к резкому сокращению числа пациентов. Клиники опустели. В то же время появились другие формы нейропсихологической практики. В конце 70-х гг. в Москве был создан Научно-методический речевой центр, возглавляемый профессором В.М.Шкловским, который в настоящее время представляет собой один из крупнейших реабилитационных центров не только у нас, но и за рубежом. В нем за год проходят нейрореабилитацию до 2500 пациентов с различными нарушениями речи: афазией, алалией, заиканием и др. Сотрудники центра (врачи, педагоги, нейропсихологи и др.) наряду с научной работой занимаются восстановлением речевых функций с применением различных технологий. Центр выполняет и большую методическую работу, разрабатывая новые оригинальные методы реабилитации речи. В связи с высокой частотой сосудистых поражений мозга восстановление речевых функций стало одной из наиболее острых нейропсихологических проблем, и именно работа над решением этой проблемы получила государственную поддержку, чем постлуриевская нейропсихология может гордиться.

УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА

Как известно, А.Р.Лурия организовал в 1966 г. на факультете психологии МГУ первую в стране кафедру, подготавливающую молодых специалистов в области нейропсихологии. На протяжении всего постлуриевского периода сотрудники кафедры нейро- и патопсихологии (теперь "клинической психологии", возглавляемой проф. Ю.Ф.Поляковым) наряду с научной и практической работой вели большую педагогическую работу. В настоящее время подготовкой нейропсихологов в МГУ занимается коллектив преподавателей кафедры и сотрудники лаборатории нейропсихологии, руководимой доктором психологических наук Т.В.Ахутиной. В рамках специализации "Клиническая психология" студентам читаются общие и специальные курсы по нейропсихологии, проводятся различные спецпрактикумы.

К общим курсам специализации относятся:

Основы нейропсихологии (проф. Е.Д.Хомская, вед. научн. сотр. Ю.В. Микадзе);

Клиническая нейропсихология (проф. Е.Д.Хомская, ст. научн. сотр. Е.В.Ениколопова).

По данным курсам подготовлены первый в нашей стране учебник [112], учебное пособие [37] и хрестоматия [67].

К специальным курсам относятся:

Патология памяти (доц. Н.К.Корсакова, ассистент Е.Ю.Балашова);

Патология эмоций (проф. Е.Д.Хомская);

Нейропсихология детского возраста (канд. психол. наук А.В.Семенович);

Нейропсихология индивидуальных различий (проф. Е.Д.Хомская);

Нейропсихологическая реабилитация и восстановление высших психических функций (проф. Л.С.Цветкова, д-р психол. наук Т.В. Ахутина);

Нейропсихологический подход к восстановлению и коррекционному обучению (д-р психол. наук Т.В. Ахутина);

Проблемы афазии (проф. Л.С.Цветкова);

Основы нейролингвистики (д-р психол. наук Т.В.Ахутина);

Личность и нарушения общения (вед. научн. сотр. Ж.М. Глозман);

Психологические проблемы эмоциональных и личностных нарушений у детей и подростков (доц. В.В.Лебединский).

Общие и специальные курсы и спецпрактикумы позволяют студентам получать профессиональную подготовку в наиболее интересующей их области нейропсихологии. Наряду с относительно узкой специализацией по нейропсихологии студенты получают универсальную для всех подготовку по медицине и клинической психологии, позволяющую выпускникам успешно работать в различных областях медицинской психологии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Методики исследования детско-родительских отношений. Методика «Цветовая социометрия»
Целью данной методики является исследование эмоционально-непосредственных межличностных отношений ребенка с окружающими. Для проведения методики необходимо подготовить цветовое поле в виде шахматной доски (5 и 5 рядов-квадратов), которая состоит из 13 цветовых и 12 белых квадратов в следующем порядке: 1-й ряд: черный, белый, синий, бе ...

Требования к квалификации социального работника
Учитывая специфику и функции социальной работы, Государственный образовательный стандарт предъявляет достаточно высокие требования к профессиональной подготовленности специалистов по социальной работе. В соответствии с квалификационными требованиями специалист должен знать: · основные этапы и тенденции становления социальной работы как ...

Понятие сиротства в специальной психологии
Общая характеристика и виды сиротства. Сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав, признание в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т. д. Сюда также относят ...