Собеседование по конспекту: Хомская Е.Д. «Методологические и теоретические проблемы психологии в трудах А. Р. Лурия»
Страница 7

Психологическая информация » Ассоциативная психология » Собеседование по конспекту: Хомская Е.Д. «Методологические и теоретические проблемы психологии в трудах А. Р. Лурия»

За указанный период под руководством учеников А.Р.Лурия отечественными и зарубежными представителями луриевской школы на совете факультета психологии были защищены 55 кандидатских диссертаций. Среди них 26 работ выполнены под руководством проф. Е.Д.Хомской, 14 - проф. Л.С.Цветковой, 6 - проф. Э.Г.Симерницкой, 4 - доц. Н.К.Корсаковой, 3 - вед. научн. сотр. Ж.М.Глозман, 2 - доц. В.В.Лебединского. Подготовка кандидатских диссертаций по нейропсихологии осуществлялась через аспирантуру и институт прикрепленных соискателей.

Приведенный выше обзор деятельности нейропсихологической школы А.Р.Лурия за двадцать лет, прошедших со времени кончины ее основателя, заведомо не полон, однако он дает основание говорить именно о научной школе. Она не только выдержала испытание временем, но и отвечает тем критериям, которыми руководствуется, например, фонд Сороса, поддерживающий развитие научных школ в России. К ним относятся: объединение представителей школы общими научными идеями, признанными российским и мировым научными сообществами; значимый и оригинальный вклад представителей школы в соответствующую область знания и высшее образование; постоянное пополнение школы через учебно-педагогическую деятельность. К этим критериям можно было бы добавить высокий научный потенциал, эвристичность научных идей, объединяющих представителей школы, их способность к саморазвитию. Луриевская нейропсихологическая школа - интенсивно развивающийся "организм", открывающий для себя все новые и новые виды научной и практической деятельности.

Нейропсихология - и как одна из наук о мозге, и как психологическая дисциплина - является прежде всего фундаментальной наукой. Приоритетный интерес отечественной нейропсихологии к фундаментальным научным проблемам ставит ее, как и всю фундаментальную науку в России, сейчас в особо трудное положение.

В настоящее время, когда коммерциализация науки разрушает фундаментальные направления, нуждающиеся, как известно, в государственной опеке, нейропсихологическая школа А.Р.Лурия смогла выжить и, более того, развиваться, продвигая фундаментальную науку, прежде всего благодаря двум обстоятельствам. Во-первых, благодаря своим связям с практикой, социальным запросам в свой адрес со стороны различных областей медицины, педагогики, организаций, связанных с экологическими проблемами и др. Луриевская нейропсихология - и раньше, и в постлуриевский период - доказала свою состоятельность в решении различных практических задач и пользуется у практиков хорошей репутацией. Во-вторых, школа развивается благодаря тому, что ее ядро - московские представители луриевской нейропсихологии - находится под определенной защитой руководства МГУ. Согласно общей научной и образовательной стратегии ректора МГУ В.А. Садовничего, научные школы, созданные в стенах университета, должны иметь возможность для сохранения и развития научных традиций. Пользуется поддержкой нейропсихологическая школа А.Р.Лурия и на уровне руководства факультета психологии. Университетская среда в целом благоприятна для сохранения и развития научных школ, для поддержания преемственности научных идей и традиций (даже в сегодняшней непростой для науки ситуации).

Однако существуют другие обстоятельства, затрудняющие развитие этой школы. Это прежде всего организационные проблемы: трудности существования луриевской нейропсихологической школы в рамках гуманитарного (по определению) факультета психологии. Нейропсихологам (как и другим медицинским психологам) нужны постоянные контакты с медициной (клиниками, НИИ медицинского профиля и другими медицинскими учреждениями). Во времена А.Р.Лурия эти контакты строились лишь на личных взаимоотношениях. Положение не изменилось до сих пор. Взаимодействие между факультетом психологии и медицинскими учреждениями (Институтом нейрохирургии им. Н.Н.Бурденко РАМН, Институтом неврологии РАМН, Институтом психиатрии и др.), которые являются базами для проведения научной работы и подготовки студентов - будущих нейропсихологов, нуждается в специальном правовом регулировании. Полная зависимость научного и педагогического процессов от личных отношений представителей школы с руководством медицинских учреждений - патриархальный пережиток.

Не менее актуальны и кадровые проблемы, а также вопросы правового статуса практических нейропсихологов, работающих в медицинских учреждениях, где врачи-невропатологи (или психиатры), обычно не имеющие специальной подготовки по нейропсихологии, подменяют нейропсихологов. Статус нейропсихологов, занимающихся практической работой в медицинских учреждениях, должен получить правовую поддержку. Это особенно актуально в связи с недавно принятым Министерством здравоохранения РФ постановлением о медицинской психологии (включая и нейропсихологию), согласно которому в ближайшее время в медицинских учреждениях будет развернута штатная медико-психологическая служба (включая и нейропсихологическую), для чего будут готовить кадры медицинских психологов (в 18 медвузах России). Нейропсихологическая школа А.Р.Лурия испытывает и иные, общие с другими научными дисциплинами, трудности ("утечка мозгов" за рубеж, наплыв непрофессионалов и т.п.). Тем не менее вопреки всем неблагоприятным обстоятельствам она жива и имеет большой потенциал развития. Она представляет собой ценное достояние отечественной психологической науки.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Образование ядра толпы
Возникновение толпы редко выходит за пределы причинно-следственных связей социальных явлений, осознание которых далеко не всегда стихийно. Несмотря на то, что одним из существенных признаков толпы является чаще всего случайный состав образующих её людей, нередко формирование толпы начинается с некого ядра, в качестве которого выступают ...

Нарушения пищевого поведения
Пища является самым доступным объектом злоупотребления. Систематическое переедание или, напротив, навязчивое стремление к похуданию, вычурная избирательность в еде, изнурительная борьба с «лишним весом», увлечение все новыми и новыми диетами – эти и другие формы пищевого поведения весьма распространены в наше время [16]. Пищевая аддикц ...

Понятие и структура психологического воздействия
Отличие психологического воздействия от близкого ему понятия "влияние" состоит в том, что понятие "влияние" шире, так как может быть как целенаправленным, так и непроизвольным. Психологическое воздействие - это разновидность влияния, а именно - процесс оказания влияния на психику субъекта с целью побуждения его к опр ...