Собеседование по конспекту: Хомская Е.Д. «Методологические и теоретические проблемы психологии в трудах А. Р. Лурия»
Страница 3

Психологическая информация » Ассоциативная психология » Собеседование по конспекту: Хомская Е.Д. «Методологические и теоретические проблемы психологии в трудах А. Р. Лурия»

Продолжалось изучение нейропсихологии памяти (т.е. мозговой организации различных мнестических функций), начатое под руководством А.Р.Лурия. Оценивалась роль левого и правого полушарий мозга в обеспечении различных форм и параметров мнестической деятельности , Московичюте Л.И. Изучались мозговая организация вербальной памяти (Микадзе Ю.В.), семантическая организация памяти и виды ее нарушений при локальных поражениях мозга (Микадзе Ю.В. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В.). Исследовались нарушения различных модально-специфических форм памяти: звуковой (Гребенникова Н.В., Владимиров А.Д.), цветовой тактильной , пространственной . Анализировалась специфика нарушений мнестических функций в онтогенезе ; изучались особенности нарушений памяти при "чернобыльской болезни" с первичной диэнцефальной симптоматикой ( Хомская Е.Д. и др., ).

Продолжалось экспериментальное изучение мозговой организации интеллектуальных процессов. Анализировались структурные и динамические аспекты интеллектуальной деятельности, их связь с латерализацией очага поражения ; особенности семантических связей при поражении лобных долей мозга, их устойчивость, избирательность ; интеллектуальные нарушения при различных формах афазии ; мозговая организация вербального и невербального интеллекта у больных с поражением корковых и подкорковых мозговых структур. Продолжалось изучение мозговой организации речевых процессов в контексте проблем афазиологии и нейролингвистики. Анализировались грамматические нарушения речи при разных формах афазии, различные формы экспрессивного и импрессивного аграмматизма, оценивалась роль грамматики в понимании речи. Проводилось нейролингвистическое исследование афазий (Ахутина Т.В. и др., см. ). Изучались механизмы порождения речи, проводился лингвистический анализ синтаксиса. Исследовались изменения лексикона при корковой и подкорковой патологии речи мозга при афазии, особенности межполушарного взаимодействия в речевых процессах при билингвизме , особенности личности больного с речевыми нарушениями в контексте проблем межполушарной асимметрии мозга .

Проводилось экспериментальное изучение мозговой организации эмоционально-личностной сферы при локальных поражениях мозга. Анализировались проявления эмоциональных состояний в когнитивных процессах (памяти, мышления, восприятия), изучались особенности нарушений эмоциональной сферы при локальных поражениях мозга, связанные с латерализацией очага поражения, роль левого и правого полушарий в реализации эмоций разного знака. Уточнялась роль лобных долей в обеспечении эмоционально-личностных явлений ( Привалова Н.Н., Хомская Е.Д). Изучалась скорость восприятия базальных эмоций, отличия в восприятии эмоциональных и нейтральных стимулов . Исследовались особенности личности, проявляющиеся в нарушениях общения , особенности невербальной коммуникации у больных с афазией . Оценивались нарушения эмоционального развития детей с разными формами дизонтогенеза ; Лебединский В.В.

Продолжалось экспериментальное изучение мозговых механизмов произвольной регуляции различных психических функций (двигательных и когнитивных) на материале больных с локальными поражениями мозга. Определялись роль передних и задних отделов мозга в произвольной регуляции саккадических движений глаз , межполушарные различия произвольной регуляции движений рук, связанные с модальностью стимула (Владимиров А.Д., Тимофеева Т.В., ). Оценивались возможности произвольного контроля движений правой и левой рук в норме и у пациентов с "чернобыльской болезнью". Экспериментально доказано существование латеральных различий механизмов произвольного контроля двигательных реакций в норме и их ослабление у таких пациентов . Изучались возможности выполнения серийных произвольных движений у детей с трудностями обучения . С помощью метода сопоставления серийных интеллектуальных операций в оптимальном и максимально быстром темпе изучалась произвольная регуляция интеллектуальной деятельности в норме и у больных с поражениями левого и правого полушарий мозга . Продолжалось изучение психофизиологических механизмов нарушений когнитивных, двигательных и эмоциональных процессов у больных с локальными поражениями мозга. Были сформулированы основные задачи психофизиологии локальных поражений головного мозга, ее место в системе психофизиологических дисциплин . С помощью методов пространственной синхронизации биопотенциалов проведена оценка структуры функциональных состояний мозга при различных типах когнитивных процессов , проанализирована пространственная синхронизация биопотенциалов в норме и у больных с локальными поражениями мозга . Методом вызванных потенциалов показаны корреляты произвольных движений в норме и у больных с локальными поражениями мозга. Таким образом, в экспериментальной нейропсихологии в постлуриевский период расширилась тематика исследований. Наряду с традиционными появились новые темы: экспериментальное (психологическое и психофизиологическое) изучение эмоционально-личностной сферы и изучение нормы с позиций нейропсихологии. Доказанная (на материале изучения взрослых и детей) возможность применения нейропсихологического подхода к типологии индивидуальных различий открыла перед нейропсихологией перспективы как в научном плане, так и в практическом применении нейропсихологических знаний (что особенно важно в современной ситуации). Существенной чертой постлуриевский нейропсихологии в целом, и особенно экспериментальной, была разработка различных тем в контексте межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. Эта проблема стала одной из самых актуальных в различных науках о мозге, включая и нейропсихологию.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Фактор F “Сдержанность – экспрессивность”
При низких оценках человек характеризуется благоразумием, осторожностью, рассудительностью, молчаливостью. Ему свойственны склонность все усложнять, некоторая озабоченность, пессимистичность в восприятии действительности. Беспокоится о будущем, о будущем, ожидает неудач. Окружающим он кажется скучным, вялым и чрезмерно чопорным. При вы ...

Изучение феномена лидерства и руководства. Лидер и стиль его деятельности
Факторно-аналитические работы, проведенные Халпином и Вайнером (Halpin & Winer), убеждают, что индивидуальные различия в деятельности лидеров могут быть определены путем введения двух относительно независимых параметров, характеризующих образ действий лидеров: 1) как осуществляется мотивация деятельности членов группы, поддержание ...

Карта первичной индивидуально-психологической профконсультации
Фамилия, имя, отчество…………………………………………………………………… Возраст………… Школа……… Класс………. Дата……… 1. Состояние здоровья: а) здоров б) функциональное отклонение в) хроническое заболевание Заключение подросткового врача 2. Информированность о мире профессий: а)полная б)недостаточная в)отсутствует 3. Наличие профессионального плана: профессия… ...