Собеседование по конспекту: Хомская Е.Д. «Методологические и теоретические проблемы психологии в трудах А. Р. Лурия»
Страница 5

Психологическая информация » Ассоциативная психология » Собеседование по конспекту: Хомская Е.Д. «Методологические и теоретические проблемы психологии в трудах А. Р. Лурия»

Разрабатывались и другие методы количественной обработки результатов нейропсихологического исследования, с помощью которых оказалось возможным проводить лонгитюдные исследования больных неврологической и нейрохирургической клиник в процессе хирургического и фармакологического лечения.

Проводилось сопоставление эффективности луриевских и американских (в основном, психометрических) тестов, применяемых в клинической нейропсихологии. Опыт комплексного нейропсихологического исследования с использованием отечественных и американских методов показал возможность их совмещения (или дополнения). Однако в целом задача математизации луриевских нейропсихологических тестов с сохранением луриевской идеологии (т.е. общих нейропсихологических представлений о соотношении мозга и психики) пока не решена.

В соответствии с новыми диагностическими задачами детская клиническая нейропсихология за последний период обогатилась рядом новых методов. Для целей диагностики детей с трудностями обучения Э.Г.Симерницкой была разработана батарея методов "Лурия-90" , направленная на выявление особенностей межполушарного взаимодействия. Были разработаны и другие методы на оценку нейропсихологического статуса детей . В ряду других были предложены специальные виды тестов для изучения пространственных представлений у детей с отклонениями в развитии , возможностей серийной организации движений , особенностей эмоциональной сферы . В клинической нейропсихологии старческого возраста наряду с традиционными луриевскими методами применялся ряд новых, в частности, для оценки пространственных функций . Изучение лиц с пограничными состояниями ЦНС (лиц, подвергшихся радиационному облучению в малых дозах вследствие аварии на Чернобыльской АЭС) потребовало разработки специальных сенсибилизированных методов клинического нейропсихологического исследования когнитивных и двигательных функций, а также батареи тестов, предназначенных для оценки эмоционально-личностной сферы. Эти методы оказались пригодными для выявления типичных для данной категории пациентов нейропсихологических синдромов . Луриевская батарея методов нейропсихологической диагностики с включением ряда новых тестов была опубликована под названием "Нейропсихологическая диагностика". В экспериментальной нейропсихологии разрабатывались новые методические приемы, предназначенные для изучения различных высших психических функций и эмоционально-личностной сферы (включая и компьютерные методы исследования). Применялись как не аппаратурные (клинические), так и аппаратурные (лабораторные) методы исследования. Для изучения когнитивных функций использовался ряд новых неаппаратурных методов, а именно: метод оценки динамических характеристик интеллектуальной деятельности с помощью серийного счета в оптимальном и максимально быстром темпе , метод оценки "профиля памяти" , метод оценки нарушений памяти при поражении мозолистого тела , метод определения понятий, направленный на оценку устойчивости семантических связей , методы оценки наглядно-образного мышления , пространственных функций , тактильного , цветового гнозиса и ряд других. Для оценки межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия в трех анализаторных системах была разработана батарея тестов, включающих как не аппаратурные, так и аппаратурные методы исследования . Для изучения эмоционально-личностной сферы применялась серия неаппаратурных методов, основанная на когнитивных операциях с эмоциональными стимулами . Были предложены модификации лицевых методик ("Классификация", "Ранжирование", "Узнавание", "Четвертый лишний"), направленные на оценку состояния положительной и отрицательной эмоциональных систем и основных базальных эмоций . Были разработаны модификации личностных тестов, пригодных и для экспериментальных, и для клинических целей . Разрабатывались и аппаратурные методы исследования. В области детской реабилитационной нейропсихологии предлагались различные методы восстановления речи и других психических функций. Это были главным образом методы коррекции трудностей обучения, основанные на нейропсихологическом анализе состояния ребенка и адресующиеся к различным видам психической деятельности . Разрабатывались и специальные "речевые методы", направленные на коррекцию нарушений - плавной фразовой речи у детей , а также ряд других. Предлагались методы коррекции зрительно-предметного восприятия , методы контроля за собственными действиями , методы коррекции эмоциональных нарушений у детей с разными формами аномалий развития . В целом анализ приемов, используемых современной реабилитационной нейропсихологией, свидетельствует о том, что способы эффективного воздействия на различные дефекты у детей и взрослых различны, и это связано прежде всего с различиями в строении психических функций в разном возрасте. Детская реабилитационная нейропсихология, отсутствовавшая во времена А.Р.Лурия, переживает сейчас начальный этап своего развития. Наряду с диагностическим направлением - в связи с "социальным заказом" - формируется и реабилитационное, и здесь для детской нейропсихологии огромное поле деятельности, так как различные отклонения в психическом развитии детей стали чуть ли не массовым явлением.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Эмпирическое исследование психологических особенностей лиц, страдающих игроманией. Выбор и обоснование объекта и методов исследования
В исследовании приняли участие 18 человек в возрасте от 17 до 27 лет, подверженные зависимости от азартных игр. Среди них 17 мужчин и одна женщина. Выбор испытуемых обоснован тем, что все они проводят достаточно большое количество времени у игровых автоматов. В ходе исследования были использованы методики, направленные на всестороннее ...

Идентификация
Термин "идентификация" имеет несколько значений в социальной психологии. В проблематике общения идентификация - это мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления. [10; стр.114] Идентификация как основа и инструмент взаимопонимания. Свое восприятие и понимание другог ...

Развитие познавательных процессов в онтогенезе. Ранний возраст
Примерно с годовалого возраста начинается процесс активного познания ребенком окружающего мира на базе экспериментирования, в ходе которого выявляются скрытые свойства этого мира. От года до двух лет ребенок пользуется различными вариантами выполнения одного и того же действия, демонстрируя способность к оперантному научению. От полутор ...