Процессы анализа и синтеза при зрительном восприятии предметов

Психологическая информация » Специальная психология » Процессы анализа и синтеза при зрительном восприятии предметов

Особенности процессов анализа и синтеза в восприятии и практическом действии у детей с нарушением слуха

Как известно, нормально развивающиеся дети дошкольного и младшего школьного возраста чаще обращают внимание на сильно выступающие части предмета, отделяющиеся от других частей формой, свойствами поверхности, чем на части, мало отличающиеся по внешнему виду от соседних частей. Как показали исследования Ж.И. Шиф (1941) и Е.М. Кудрявцевой (1962), эта зависимость обнаруживается у детей с нарушениями слуха в еще более сильной степени в более продолжительное время.

Вычленение частей в предметах, объективно слабо расчлененных, представляло большой труд для детей с нарушениями слуха, чем для слышащих детей.

Вместе с тем выделение частей в предметах, ясно расчлененных на части, не было для детей с нарушениями слуха более трудным, чем для слышащих.

Некоторый материал об анализе и синтезе предметов в восприятии и практическом действии у детей с нарушением слуха дает исследование Х. Майклбаста и М. Браттена, проведенное при использовании мозайки. Перед ребенком располагали две небольшие доски, имеющие по 100 крупных отверстий (10 рядов, по 10 в ряд), в которые вкладывались круглые шашечки со штифтами. Одна доска служила образцом. Экспериментатор вставлял в нее несколько шашечек, образующих в целом некоторую фигуру, и просил испытуемого расположить на другой доске шашечки в полном соответствии с образцом. Опыты проводились с детьми с нарушениями слуха и слышащими.

Сначала предъявлялся пробный образец. Если испытуемый раскладывал шашки на своей доске не совсем так, как они были расположены на образце, ему указывали на неверно вставленные шашечки, вынимали их и просили вставить вновь. Это продолжалось до тех пор, пока испытуемый не раскладывал шашечки на своей доске полностью тождественно с их расположением на доске экспериментатора. Потом испытуемому предъявлялись один за другим шесть образцов, в соответствии с которыми он располагал шашечки на своей доске. Регистрировалось, насколько точно испытуемый выполнял каждое задание.

Дети с нарушениями слуха справлялись с заданием заметно хуже слышащих, допуская значительно больше ошибок при размещении шашечек. Они чаще, чем слышащие, раскладывали шашечки на своей доске так, что грубо искажали ту фигуру, которую составляли шашечки на образце, нарушали принцип, по которому шашечки были так расставлены.

Детям с нарушениями слуха дошкольного возраста было значительно труднее, чем их слышащим сверстникам, так рассмотреть образец, составленный из шашечек, чтобы выделить не только место каждой шашечки на доске, но и отношения, которые устанавливаются между отдельными шашечками ту фигуру, которую они образуют, т.е. верно установить отношение целого и его частей. Неполнота анализа и синтеза образца при его восприятии вызывала у детей с нарушениями слуха неверное объединение элементов (шашечек) в единое целое при размещении шашечек на панели в соответствии с образцом.

Интерпретация и анализ результатов исследования мотивационно-потребностной сферы супругов
Упрощенная схема социологического исследования, опирающегося на эмпирические данные представлена в работе Татаровой Г.Г. [27, с. 8]. Она состоит из трех элементов: 1. Концептуальная схема исследования. В нее входят определения предмета, объекта, цели, задач, гипотез исследования, а также понятийный аппарат исследования. 2. Методика сб ...

Анализ поведения конфликтующих сторон и посредника
Как уже здесь говорилось, усилия по разрешению конфликта могут прилагать не только непосредственно втянутые в него лица, но и своего рода люди со стороны — посредники. А им иногда удается сделать гораздо больше, чем представителям конфронтующих сторон. Почему же так происходит? Для разрешения конфликтной ситуации наличие посредника чре ...

Теоретические основы изучения тревожности личности в трудах психологов, философов. Тревожность как философский и психологический феномен
Тревожность в современном мировой науке рассматривается с различных позиций, многочисленными научными течениями, учеными. С одной стороны, как указывали Р.Мэй, и другие это «центральная проблема современной цивилизации», как важнейшая характеристика нашего времени: «XX век — век тревоги» [36]. Ей придается значение основного «жизненног ...