Процессы анализа и синтеза при зрительном восприятии предметов

Психологическая информация » Специальная психология » Процессы анализа и синтеза при зрительном восприятии предметов

Особенности процессов анализа и синтеза в восприятии и практическом действии у детей с нарушением слуха

Как известно, нормально развивающиеся дети дошкольного и младшего школьного возраста чаще обращают внимание на сильно выступающие части предмета, отделяющиеся от других частей формой, свойствами поверхности, чем на части, мало отличающиеся по внешнему виду от соседних частей. Как показали исследования Ж.И. Шиф (1941) и Е.М. Кудрявцевой (1962), эта зависимость обнаруживается у детей с нарушениями слуха в еще более сильной степени в более продолжительное время.

Вычленение частей в предметах, объективно слабо расчлененных, представляло большой труд для детей с нарушениями слуха, чем для слышащих детей.

Вместе с тем выделение частей в предметах, ясно расчлененных на части, не было для детей с нарушениями слуха более трудным, чем для слышащих.

Некоторый материал об анализе и синтезе предметов в восприятии и практическом действии у детей с нарушением слуха дает исследование Х. Майклбаста и М. Браттена, проведенное при использовании мозайки. Перед ребенком располагали две небольшие доски, имеющие по 100 крупных отверстий (10 рядов, по 10 в ряд), в которые вкладывались круглые шашечки со штифтами. Одна доска служила образцом. Экспериментатор вставлял в нее несколько шашечек, образующих в целом некоторую фигуру, и просил испытуемого расположить на другой доске шашечки в полном соответствии с образцом. Опыты проводились с детьми с нарушениями слуха и слышащими.

Сначала предъявлялся пробный образец. Если испытуемый раскладывал шашки на своей доске не совсем так, как они были расположены на образце, ему указывали на неверно вставленные шашечки, вынимали их и просили вставить вновь. Это продолжалось до тех пор, пока испытуемый не раскладывал шашечки на своей доске полностью тождественно с их расположением на доске экспериментатора. Потом испытуемому предъявлялись один за другим шесть образцов, в соответствии с которыми он располагал шашечки на своей доске. Регистрировалось, насколько точно испытуемый выполнял каждое задание.

Дети с нарушениями слуха справлялись с заданием заметно хуже слышащих, допуская значительно больше ошибок при размещении шашечек. Они чаще, чем слышащие, раскладывали шашечки на своей доске так, что грубо искажали ту фигуру, которую составляли шашечки на образце, нарушали принцип, по которому шашечки были так расставлены.

Детям с нарушениями слуха дошкольного возраста было значительно труднее, чем их слышащим сверстникам, так рассмотреть образец, составленный из шашечек, чтобы выделить не только место каждой шашечки на доске, но и отношения, которые устанавливаются между отдельными шашечками ту фигуру, которую они образуют, т.е. верно установить отношение целого и его частей. Неполнота анализа и синтеза образца при его восприятии вызывала у детей с нарушениями слуха неверное объединение элементов (шашечек) в единое целое при размещении шашечек на панели в соответствии с образцом.

Причины конфликтов в организациях. Стратегия поведения в конфликте
К настоящему моменту специалистами разработано немало всевозможных рекомендаций, касающихся различных аспектов поведения людей в ситуациях конфликта, выбора соответствующих стратегий и средств их разрешения, а также управления ими. Важно рассмотреть, как действия самих участников конфликта, так и действия, роль посредника, которым може ...

Мотивация педагогической деятельности.
Одним из важнейших компонентов педагогической деятельности является её мотивация. Например: мотив достижения, и внутренние мотивы, например: ориентация на процесс и результат своей деятельности. Внешние мотивы педагогической деятельности как специфической форме взаимодействия взрослого и ребёнка появляется такая ориентация, как доминир ...

Структура, содержание и формы феномена общения
Т.М. Андреева считает, что изучение общения показывает сложность, разнообразие проявлений и функций этого феномена. Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру, чтобы затем стал возможен анализ каждого элемента. Под структурой общения ею вообще понимается совокупность устойчивых связей между множеств ...