Процессы анализа и синтеза при зрительном восприятии предметов

Психологическая информация » Специальная психология » Процессы анализа и синтеза при зрительном восприятии предметов

Особенности процессов анализа и синтеза в восприятии и практическом действии у детей с нарушением слуха

Как известно, нормально развивающиеся дети дошкольного и младшего школьного возраста чаще обращают внимание на сильно выступающие части предмета, отделяющиеся от других частей формой, свойствами поверхности, чем на части, мало отличающиеся по внешнему виду от соседних частей. Как показали исследования Ж.И. Шиф (1941) и Е.М. Кудрявцевой (1962), эта зависимость обнаруживается у детей с нарушениями слуха в еще более сильной степени в более продолжительное время.

Вычленение частей в предметах, объективно слабо расчлененных, представляло большой труд для детей с нарушениями слуха, чем для слышащих детей.

Вместе с тем выделение частей в предметах, ясно расчлененных на части, не было для детей с нарушениями слуха более трудным, чем для слышащих.

Некоторый материал об анализе и синтезе предметов в восприятии и практическом действии у детей с нарушением слуха дает исследование Х. Майклбаста и М. Браттена, проведенное при использовании мозайки. Перед ребенком располагали две небольшие доски, имеющие по 100 крупных отверстий (10 рядов, по 10 в ряд), в которые вкладывались круглые шашечки со штифтами. Одна доска служила образцом. Экспериментатор вставлял в нее несколько шашечек, образующих в целом некоторую фигуру, и просил испытуемого расположить на другой доске шашечки в полном соответствии с образцом. Опыты проводились с детьми с нарушениями слуха и слышащими.

Сначала предъявлялся пробный образец. Если испытуемый раскладывал шашки на своей доске не совсем так, как они были расположены на образце, ему указывали на неверно вставленные шашечки, вынимали их и просили вставить вновь. Это продолжалось до тех пор, пока испытуемый не раскладывал шашечки на своей доске полностью тождественно с их расположением на доске экспериментатора. Потом испытуемому предъявлялись один за другим шесть образцов, в соответствии с которыми он располагал шашечки на своей доске. Регистрировалось, насколько точно испытуемый выполнял каждое задание.

Дети с нарушениями слуха справлялись с заданием заметно хуже слышащих, допуская значительно больше ошибок при размещении шашечек. Они чаще, чем слышащие, раскладывали шашечки на своей доске так, что грубо искажали ту фигуру, которую составляли шашечки на образце, нарушали принцип, по которому шашечки были так расставлены.

Детям с нарушениями слуха дошкольного возраста было значительно труднее, чем их слышащим сверстникам, так рассмотреть образец, составленный из шашечек, чтобы выделить не только место каждой шашечки на доске, но и отношения, которые устанавливаются между отдельными шашечками ту фигуру, которую они образуют, т.е. верно установить отношение целого и его частей. Неполнота анализа и синтеза образца при его восприятии вызывала у детей с нарушениями слуха неверное объединение элементов (шашечек) в единое целое при размещении шашечек на панели в соответствии с образцом.

Особенности мотивационно-потребностной сферы личности малолетнего правонарушителя
В изучении личности малолетних, допускающих антиобщественное поведение, принятой программной методической посылкой является выделение особенностей, отличающих правонарушителей от сверстников с устойчиво положительным поведением. Однако реализация этого положения во многих конкретных психологических исследованиях приняла несколько одност ...

Конструктивная деятельность детей с нарушением зрения. Общая характеристика конструктивной деятельности детей с нарушениями зрения.
Анализ конструктивной деятельности детей с нарушением зрения показывает. Что наиболее результативным способом его осуществление является выявление и усвоение правила конструирования в процессе обследования образца и создание его модель в умственном плане. Процесс сравнения воспринимаемого с образами представлений является наиболее эффе ...

Средства в политической деятельности
Средствами труда в политике служат различные варианты воздействия на общество и государство. Любой из них – комбинация следующих: 1) интеллектуальная экспансия (распространение идеологии); 2) правовое регулирование (изменение законодательства); 3) экономическое принуждение (реформа системы доходов и расходов); 4) физическое насилие ...