Характеристика процесса переживания кризисаСтраница 2
3). Снижение эффективности когнитивных процессов. Самое главное при этом - существенное уменьшение способности мышления отвечать на обычные требования окружающей среды. Почему? Сильные эмоции и захваченность психических процессов срочными событиями снижают способность к ясному мышлению.
Проблемы с мышлением обычно сводятся к следующим проявлениям:
возникает ощущение зыбкой нереальности всего происходящего, интенсивное отстранение;
общая рассеянность, затруднения в четком формулировании мысли; трудности с обсуждением деловых проблем;
непродуманные скоропалительные импульсивные решения (при быстром развитии кризиса) и потеря способности объективно оценивать и прогнозировать дальнейшее развитие событий (при медленном развитии кризиса);
забывание обязательных, чаще ритуальных мероприятий (посещение кружков, секций, собраний, встреч и др.).
4). Серьезные перемены в поведении. По своей сути эти перемены являются стихийными попытками компенсировать боль потери, использовать первые попавшие, но не самые продуктивные средства.
Перемены в поведении обычно сводятся к следующему: отказ от привычного образа жизни и любых социальных контактов;
отказ от видов деятельности, доставлявших раньше удовольствие (например, от секса, увлечений и др.);
злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков, усиленный прием различных химических препаратов.
Таким образом, главное для перемен в поведении - это изоляция и различные непродуктивные виды ее компенсации. В чем опасность изоляции? Она не позволяет переключиться, использовать другие ресурсы, использовать продуктивные виды компенсации.
5). Депрессивное настроение. К основным его признакам относят:
сниженный жизненный тонус;
подавленное настроение;
потеря интереса к внешнему миру ("Нет ничего, заслуживающего усилий и внимания»);
ощущение апатии и усталости;
всеохватывающее, негативное отношение к себе и к другим людям "Окружающее кажется холодным и безнадежным, - пишет Г.Перри, - и может возникнуть ощущение, что нет никакого смысла в дальнейшем существовании"; [21;169]
навязчивость тоскливых мыслей.
Депрессивное настроение со временем может перерасти в клиническую депрессию, если кризис длителен и не получил позитивного разрешения. Основные ее признаки:
настроение почти всегда крайне подавленное;
длительные расстройства сна, задумчивость;
потеря аппетита;
мысли о самоубийстве;
замедленные реакции (человек начинает делать все очень медленно, с задержкой отвечает, когда к нему обращаются и др.);
Таким образом, всякий кризис обычно сопровождается двумя последовательными альтернативными процессами:
избежанием правды и психическим поглощением проблемой;
формирует индивидуальный комплекс эмоциональных специфических и поведенческих компонентов (индивидуальный - потому что он неповторим в своей уникальности; специфических - потому что он проявляется главным образом в кризисной ситуации).
Исследование представления о счастье людей
различного возраста. Цели,
задачи и методы исследования
Исследование вопроса о счастье предполагает использование психологических методов. Для своего исследования я буду использовать такие методы, как анкетирование и интервью.
Проведение данного исследования рассчитано на достижение двух целей:
1) учебная: научиться использовать такие психологические методы исследования, как анкетирование ...
Концепции происхождения психосоматических расстройств и формирование
внутренней картины болезни
История проникновения человеческого сознания в тайны взаимоотношения мозга и тела исчисляются тысячелетиями.
Первобытная медицина использовала «заговоры» и заклинания, приемы задабривания, запугивания и изгнания духов в качестве примитивных способов лечения. Вряд ли вне отношений мозга и тела можно понять индийское учение йога. Прекрас ...
Детско-родительский опыт
Родители, как правило, являются для индивида значимыми людьми, поэтому осуществление ими родительской роли частично осознанно, а частично – неосознанно, впоследствии копируется в собственной семье: «какими мы стали родителями, в значительной степени зависит от того, что мы видели, пережили, ощутили в поведении собственных родителей»; «м ...