Характеристика процесса переживания кризиса
Страница 2

3). Снижение эффективности когнитивных процессов. Самое главное при этом - существенное уменьшение способности мышления отвечать на обычные требования окружающей среды. Почему? Сильные эмоции и захваченность психических процессов срочными событиями снижают способность к ясному мышлению.

Проблемы с мышлением обычно сводятся к следующим проявлениям:

 возникает ощущение зыбкой нереальности всего происходящего, интенсивное отстранение;

 общая рассеянность, затруднения в четком формулировании мысли; трудности с обсуждением деловых проблем;

 непродуманные скоропалительные импульсивные решения (при быстром развитии кризиса) и потеря способности объективно оценивать и прогнозировать дальнейшее развитие событий (при медленном развитии кризиса);

 забывание обязательных, чаще ритуальных мероприятий (посещение кружков, секций, собраний, встреч и др.).

4). Серьезные перемены в поведении. По своей сути эти перемены являются стихийными попытками компенсировать боль потери, использовать первые попавшие, но не самые продуктивные средства.

Перемены в поведении обычно сводятся к следующему: отказ от привычного образа жизни и любых социальных контактов;

 отказ от видов деятельности, доставлявших раньше удовольствие (например, от секса, увлечений и др.);

 злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков, усиленный прием различных химических препаратов.

Таким образом, главное для перемен в поведении - это изоляция и различные непродуктивные виды ее компенсации. В чем опасность изоляции? Она не позволяет переключиться, использовать другие ресурсы, использовать продуктивные виды компенсации.

5). Депрессивное настроение. К основным его признакам относят:

 сниженный жизненный тонус;

 подавленное настроение;

 потеря интереса к внешнему миру ("Нет ничего, заслуживающего усилий и внимания»);

 ощущение апатии и усталости;

 всеохватывающее, негативное отношение к себе и к другим людям "Окружающее кажется холодным и безнадежным, - пишет Г.Перри, - и может возникнуть ощущение, что нет никакого смысла в дальнейшем существовании"; [21;169]

 навязчивость тоскливых мыслей.

Депрессивное настроение со временем может перерасти в клиническую депрессию, если кризис длителен и не получил позитивного разрешения. Основные ее признаки:

 настроение почти всегда крайне подавленное;

 длительные расстройства сна, задумчивость;

 потеря аппетита;

 мысли о самоубийстве;

 замедленные реакции (человек начинает делать все очень медленно, с задержкой отвечает, когда к нему обращаются и др.);

Таким образом, всякий кризис обычно сопровождается двумя последовательными альтернативными процессами:

 избежанием правды и психическим поглощением проблемой;

 формирует индивидуальный комплекс эмоциональных специфических и поведенческих компонентов (индивидуальный - потому что он неповторим в своей уникальности; специфических - потому что он проявляется главным образом в кризисной ситуации).

Страницы: 1 2 

Становление психологии саморегуляции предметной деятельности.
В 60-70-х годах начала разрабатываться концепция осознанной саморегуляции деятельности человека. Этим исследованиям предшествовали довольно обширные исследования изолированных процессов регуляции. Ориентировка человека в условиях деятельности и закономерности анализа условий и контроля тщательно изучались в русле концепции поэтапного фо ...

Рейтинг суицидов в США
Суицид входит в число первых десяти причин смерти в США. Среди людей старше 75 лет имеют самый высокий уровень суицида, по-видимому, объясняемый отрицательными эффектами психических болезней, потерей социальной роли и скрытой депрессией. В США суицид занимает место в первой десятке причин смерти, являясь причиной приблизительно 1.5 про ...

Особенности внимания у детей с общим недоразвитием речи. Нарушения внимания у детей с ОНР
Н.Н. Трауготт, С.И. Кайданова отмечали, что типичными проявлениями в картине недостаточности у детей с ОНР, является невключаемость внимания и его быстрая истощаемость, отмечается повышенная истощаемость слухового внимания. По данным Ю.А. Флоренской, особенностями внимания у детей с ОНР, являются замедленность, неустойчивость. Отмечают ...