Теоретическое
обоснование интегрированного обучения дошкольников с ЗПР в социально-педагогическом
аспекте. Пограничные формы интеллектуальной недостаточности – задержка
психического развития (ЗПР).Страница 2
– дизонтогенетические формы пограничной интеллектуальной недостаточности;
– интеллектуальная недостаточность при состояниях психического инфантилизма.
Ускоренное созревание подростков как массовое явление принято называть акселерацией, а рано созревающих подростков – акселератами. У мальчиков – акселератов вторичные половые признаки становятся заметными уже на 11-м году жизни, а максимальный рост приходится на 13-й год. Их поздно созревающие ровесники – так называемые ретарданты – отстают примерно на 2 года. Мальчики-акселераты в течение целого ряда лет выше, тяжелее и сильнее остальных, максимум различий приходится на 14–16 лет; у девочек – на 12–14 лет.
Об акселерации очень много говорилось в 1970-х годах, затем стали отмечать ее окончание, а с конца 1980-х годов принято считать, что преобладают проявления инфантильности, а не акселерации [50].
Об инфантилизме говорят в тех случаях, когда случаи отставания, задержки развития (т.е. ретардации) бывают достаточно заметны. Физический инфантилизм часто сочетается с психическим, т.е. с незрелостью для календарного возраста поведения, интересов, с недостаточной самостоятельностью, недоразвитием чувства долга, ответственности при вполне удовлетворительном интеллекте. Выделяют:
Психофизический или гармоничный инфантилизм – начинает выделяться с первых классов школы, но особенно заметным становится в подростковом возрасте [7]. Характерны тонкое телосложение, мелкие черты лица, его не по возрасту «детское выражение», а также эмоциональная и вегетативная лабильность. Поведение соответствует более младшему возрасту, даже в 15–16 лет доминирует интерес к играм. Такие подростки любят компании более младших товарищей и отличаются несамостоятельностью, детской требовательностью и капризностью («хочу»), некоторой наивностью при достаточно развитом интеллекте; учатся вполне удовлетворительно, даже старательно, обладают неплохим запасом общих знаний.
Психический инфантилизм на фоне нормального или акселерированного физического развития – обнаруживается в 13–16 лет. Касается прежде всего интересов и поведения. Задерживается развитие чувства долга, ответственности, умения согласовывать свои желания с интересами других, гибко учитывать ситуацию. Медленно формируются морально-этические принципы. Бросается в глаза физическое созревание.
Дисгармоничный (эндокринопатический) инфантилизм связан в первую очередь с нарушением функций гипофиза и половых желез.
Соматогенный инфантилизм встречается у детей и подростков, которые в силу какого-то заболевания были надолго прикованы к постели или крайне ограничены в двигательной активности. Характерно преимущественное отставание в развитии костно-мышечной системы и моторики при удовлетворительном, а иногда и ускоренном половом созревании. [19] Психические черты инфантилизма более всего касаются навыков им умений, а отсюда беспомощность, зависимость от старших, тяготение к обществу малышей.
Инфантилизм как следствие неправильного воспитания чаще всего встречается при сочетании в воспитании элементов «кумира семьи» с чрезмерной опекой. Стремление оградить ребенка от сверстников, избавление от всякого самообслуживания, ограничения в подвижных играх, потакание прихотям приводят к задержке развития навыков и умений моторной неловкости, недостаточной физической силе, неумению общаться со сверстниками, неспособность сдерживать желания. Отсюда тяготение к обществу младших, где легче маскировать свою несостоятельность, а также недостаточное развитие чувства долга и ответственности.
Психофизический и дисгармоничный инфантилизм обусловлены какими-то внутренними факторами, в том числе возможна их генетическая обусловленность [54]. С возрастом проявления этих видов инфантилизма несколько сглаживаются, но никогда не проходят полностью. До пожилого возраста такие лица остаются моложавыми, но зато старение наступает рано и бурно. Соматогенный инфантилизм в благоприятных условиях нивелируется. Инфантилизирующее воспитание может оставить печать на всю жизнь в виде истероидных черт характера.
Психическая незрелость – это, собственно, легкое (невыраженное) проявление инфантилизма.
Осложненный психический инфантилизм – кроме незрелости психики имеется такая патология как церебрастенические проявления (результат, как правило, легких органических повреждений головного мозга), невротические расстройства, соматические и эндокринные заболевания, при отсутствии такой патологии – простой психический инфантилизм.
Психологическая структура волевого акта
"Воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, может так или иначе отнестись к ним. Для этого индивид должен уметь подняться над своими влечениями и, отвлекаясь от них, осознать самого себя… как субъекта… который … возвышаясь над ними, в состоянии произвести выбор между н ...
Отношение к суициду
Многие люди испытывают неловкость при разговорах на тему суицида из-за социального табу. Также имеется один распространенный миф на тему суицида. Он гласит: “Нельзя разговаривать на тему суицида в присутствии людей склонных к депрессии, так как такие разговоры могут посеять зерно раздумий в умах этих людей”. Но большинство психиатров и ...
Составить айсбрейкер
Название айсбрейкера (игры): Автопортрет.
Цель: знакомство, сплочение коллектива, самовосприятие, личностная обратная связь.
Размер группы, участвующий в игре, может быть любой. В игре может принимать участие вся группа.
Длительность: 20 минут.
Правила проведения игры:
На отдельном листке каждому участнику предлагается составить св ...