Теоретическое
обоснование интегрированного обучения дошкольников с ЗПР в социально-педагогическом
аспекте. Пограничные формы интеллектуальной недостаточности – задержка
психического развития (ЗПР).Страница 1
В отечественной литературе распространены термины «задержка психического развития» (ЗПР), «задержка темпа психического развития» (ЗПР встречается у 5–11% младших школьников) [37]. Состояния, относящиеся к ЗПР, являются составной частью более широкого понятия – «пограничной интеллектуальной недостаточности». По МКБ-10 при пограничной умственной отсталости IQ в пределах 70–80 (шифруется чаще всего как F89 «Неуточненное расстройство психологического развития» или в рубриках F00–F09 «Органические, включая симптоматические, психические расстройства»).
Выделяют тотальную ЗПР, при которой задерживаются в развитии все психические функции и парциальную ЗПР [32], проявляющуюся задержками отдельных сторон психического развития, включая:
а) недоразвитие отдельных сторон психических функций,
б) недоразвитие моторных функций,
в) инфантилизм (эмоциональную и социальную незрелость)
г) невропатию (вегетативную незрелость).
В отличие от олигофрении, при ЗПР отсутствует инертность психических процессов – дети способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации. Таким образом, главное отличие детей с ЗПР от детей-олифренов, это, прежде всего, обучаемость и готовность к обучению.
Психологический аспект готовности к обучению подразумевает сформированность определенного уровня:
1. Знаний и представлений об окружающем мире.
2. Умственных операций, действий и навыков.
3. Речевого развития, предполагающего владение довольно обширным словарём, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монологической речи
4. Познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации.
5. Регуляции поведения.
Дети с ЗПР оказываются не готовыми к обучению по всем этим параметрам, причем они не только сами негативны к обучению в школе, но и оказывают отрицательное влияние на своих одноклассников [31].
Также дети не готовы к интегрированному обучению, то есть они не могут войти в коллектив сверстников, не желают и не способны с ними общаться, выполнять существующие в группе (классе) правила поведения, не умеют играть, принимать правила игры и тем более их придумывать, не соблюдают нравственных норм по отношению к детям и взрослым, хотя могут быть осведомлены об их существовании. Рассмотрим готовность детей с ЗПР к интегрированному обучению с группой детей, не имеющих задержки психического развития.
Характерные особенности детей с ЗПР:
1. Выраженное нарушение у большинства из них функций активного внимания.
2. В связи с недостаточностью интегративной деятельности мозга затрудняются в узнавании нестандартных изображений, им трудно соединить отдельные детали рисунка в единый образ.
3. Отставание в формировании пространственных представлений, недостаточная ориентировка в собственном теле.
4. Низкая познавательная активность.
5. Недостаточное развитие тонкой моторики рук.
6. Двигательная расторможенность.
7. Недостаточны или искажены навыки чтения, письма.
8. Эмоциональная неустойчивость, такие дети с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им свойственны колебания настроения и повышенная утомляемость.
Различают 4 этиологических (по происхождению) варианта ЗПР [39]:
конституциональный;
соматогенный, обусловленный длительными хроническими заболеваниями, тормозящими психическую активность ребёнка и создающими систему особого режима и запретов;
психогенный, связанный с неблагоприятными условиями воспитания, выражающимися в безнадзорности, гиперопеки или жестокости;
церебрально-органический – в результате относительно негрубого повреждения головного мозга. Наиболее стойкими формами ЗПР являются различные её варианты, связанные с церебрально-органической недостаточностью, к числу которых относится так называемая минимальная мозговая дисфункция (ММД, этот термин особенно характерен для англо-американской литературы).
Виды пограничных состояний интеллектуальной недостаточности:
С точки зрения медико-психологических проявлений можно выделить следующие виды пограничных состояний интеллектуальной недостаточности [54]:
Формирование этнокультурной идентичности детей в
процессе знакомства с произведениями художественной культуры. Половая дифференциация младших школьников
В повседневной жизни мы постоянно в той или иной форме сталкиваемся с различиями между полами, которые во многом являются отражением некоторого «имплицитного соглашения» относительно возможности проявлять те или иные качества. «В максимально обобщенной форме они представлены стереотипами мужественности и женственности. Мужчина – сильный ...
Принципы
психологической диагностики и коррекции задержки психического развития
Основные затруднения, возникающие при необходимости разграничения ЗПР с легкой дебильностью, с одной стороны, и с вариантами интеллектуальной нормы – с другой, связаны главным образом с необходимостью возможно более полной и точной оценки структуры и уровня нарушений интеллектуальной деятельности ребёнка. Не менее значимым является и ан ...
Теоретико-методологическое изучение мотивационно-потребностной
сферы супругов. Понятие мотивов
и потребностей в психологии
История развития человека связана с историей развития его потребностей. Потребности человека в пище, в жилье, одежде, отдыхе.
В психологии в качестве источников, побудителей поведения человека используются понятия «нужда», «потребность», «желание», «мотив» [30, с.31].
Исходным для объяснения источников активности поведения человека яв ...