Теоретическое обоснование интегрированного обучения дошкольников с ЗПР в социально-педагогическом аспекте. Пограничные формы интеллектуальной недостаточности – задержка психического развития (ЗПР).
Страница 3

Психологическая информация » Интегрированное обучение детей с задержкой психического развития » Теоретическое обоснование интегрированного обучения дошкольников с ЗПР в социально-педагогическом аспекте. Пограничные формы интеллектуальной недостаточности – задержка психического развития (ЗПР).

Интеллектуальная недостаточность при отставании в развитии отдельных компонентов психической деятельности – при задержках речи; так называемых школьных навыков – чтения, письма, счета; при отставании развития психомоторики) [51].

При парциальных задержках речевого развития в отличие от общих форм речевого недоразвития (алалии; чаще встречается моторная алалия – недостаточность или полное отсутствие речевой продукции при сохранности понимания речи; сенсорная алалия – нарушение понимания речи при сохранности и раннем появлении речевой активности) не сформированными в нормальные возрастные сроки оказываются отдельные компоненты речевой функции – например, способность воспринимать и четко дифференцировать части слышимой речи и использовать её в собственной речи, а также при чтении и письме. Даже при легком недоразвитии этой функции могут возникать серьезные проблемы при овладении грамотой и они не любят читать, пересказывать. У таких детей отмечаются нарушения различных близких фонем, звонких и глухих согласных (б-п, д-т, г-к), свистящих и шипящих (с-з, ж-ш), ошибки при сочетании нескольких согласных [10]. В то же время успеваемость по другим предметам, в т.ч. и по математике, удовлетворительная; моторика не страдает.

Показателем правильного развития детской речи является способность ребёнка 2.5–3-х лет строить предложения из 3–4 и более слов и употреблять знакомые слова в нескольких грамматических формах (дай – дает – не дам или киса – кису – кисе). Допустимо, что к 4-м годам у ребенка с хорошо развитой речью может остаться неусвоенными отдельные согласные звуки, например, звук «р» или звуки «л», «ш» или «ч»; если в этом возрасте дети не выговаривают много звуков, то их следует проконсультировать у логопеда.

У некоторых детей могут наблюдаться парциальные (частичные) расстройства навыков письма, чтения и счета при отсутствии признаков нарушенного речевого развития [17]. Эти расстройства проявляются в процессе обучения и могут быть связаны с запаздыванием созревания и функциональной слабостью соответствующих корковых механизмов. Нарушения счета, напоминающие акалькулию у взрослых, относительно редко наблюдаются у детей в изолированном виде, имеют негрубый характер и подвергаются коррекции в процессе специальных занятий. Они проявляются в неузнавании или смешении отдельных цифр, плохой дифференцировке арифметических знаков, замедленном усвоении числа и его разрядного строения при удовлетворительной способности к логическому мышлению.

В школьном возрасте могут встречаться проявления парциального моторного инфантилизма [16]. При этом преобладают избыточность движений, непоседливость, недостаточность корковой моторики при целенаправленных видах деятельности (плохая координированность движений, неспособность к тонким, изолированным двигательным актам, затруднения в выполнении комбинированных движений, нарушения пространственной организации движений).

Искаженное психическое развитие с интеллектуальной недостаточностью (вариант синдрома раннего детского аутизма).

Ранний детский аутизм (РДА) может встречаться в рамках различных состояний – как вариант синдрома Каннера (самостоятельная аномалия развития), как синдром Аспергера (формирующееся шизоидное расстройство личности по МКБ-10 или шизоидная психопатия по МКБ-9), при органических поражениях головного мозга и при шизофреническом процессе [26]. В последнем случаи проявления РДА наиболее выражены и наблюдаются следующие нарушения:

Аутизм:

– игнорирование окружающего (в т.ч. слабая реакция на мать);

– активное отвержение или избегание окружающего.

Страхи:

– сверхценные, типичные для детского возраста вообще;

– обусловленные характерной аффективной и сенсорной гиперчувствительностью (например, страхи различных бытовых шумов);

– неадекватные, бредоподобные (предпосылка к бредовым образованиям).

«Феномен тождества» – непереносимость перемен, изменений в жизни и окружающей обстановке.

Нарушение чувства самосохранения.

Стереотипии.

Речевые расстройства и нарушения интеллектуального развития:

– эхолалии, в основном, отставленные;

– нередко первые слова необычные, малоупотребляемые;

– особые обозначения людей и предметов, неологизмы;

Страницы: 1 2 3 4

Тестовый материал
1. Я думаю, моя память сейчас лучше, чем была раньше А)да Б)трудно сказать В)нет 2. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей А)да Б)иногда В)нет 3. Если бы я сказал, что небо находится “внизу”, что зимой “жарко”, я должен был бы назвать преступника А)бандитом Б)святым В)тучей 4. Когда я ложусь спать, я А)засыпаю быстро Б) ...

Выводы
Проведённое исследование позволило сделать следующие выводы: 1. Для младшего подросткового возраста характерны свои возрастные особенности: они любознательны, стремятся к творческой деятельности, хотят самоутвердиться, но у них повышенная внушаемость, эмоциональная незрелость, не умеют контролировать собственные поступки. 2. В зависим ...

Особенности формирования личности у детей с ДЦП.
Личностное развитие детей с ДЦП Специфические нарушения деятельности и общения при детском церебральном параличе, обусловленные двигательными и речевыми расстройствами, в сочетании с ранним органическим поражением мозга способствуют своеобразному формированию личности. Наиболее часто наблюдается диспропорциональный вариант развития ли ...