Теоретическое
обоснование интегрированного обучения дошкольников с ЗПР в социально-педагогическом
аспекте. Пограничные формы интеллектуальной недостаточности – задержка
психического развития (ЗПР).Страница 3
Интеллектуальная недостаточность при отставании в развитии отдельных компонентов психической деятельности – при задержках речи; так называемых школьных навыков – чтения, письма, счета; при отставании развития психомоторики) [51].
При парциальных задержках речевого развития в отличие от общих форм речевого недоразвития (алалии; чаще встречается моторная алалия – недостаточность или полное отсутствие речевой продукции при сохранности понимания речи; сенсорная алалия – нарушение понимания речи при сохранности и раннем появлении речевой активности) не сформированными в нормальные возрастные сроки оказываются отдельные компоненты речевой функции – например, способность воспринимать и четко дифференцировать части слышимой речи и использовать её в собственной речи, а также при чтении и письме. Даже при легком недоразвитии этой функции могут возникать серьезные проблемы при овладении грамотой и они не любят читать, пересказывать. У таких детей отмечаются нарушения различных близких фонем, звонких и глухих согласных (б-п, д-т, г-к), свистящих и шипящих (с-з, ж-ш), ошибки при сочетании нескольких согласных [10]. В то же время успеваемость по другим предметам, в т.ч. и по математике, удовлетворительная; моторика не страдает.
Показателем правильного развития детской речи является способность ребёнка 2.5–3-х лет строить предложения из 3–4 и более слов и употреблять знакомые слова в нескольких грамматических формах (дай – дает – не дам или киса – кису – кисе). Допустимо, что к 4-м годам у ребенка с хорошо развитой речью может остаться неусвоенными отдельные согласные звуки, например, звук «р» или звуки «л», «ш» или «ч»; если в этом возрасте дети не выговаривают много звуков, то их следует проконсультировать у логопеда.
У некоторых детей могут наблюдаться парциальные (частичные) расстройства навыков письма, чтения и счета при отсутствии признаков нарушенного речевого развития [17]. Эти расстройства проявляются в процессе обучения и могут быть связаны с запаздыванием созревания и функциональной слабостью соответствующих корковых механизмов. Нарушения счета, напоминающие акалькулию у взрослых, относительно редко наблюдаются у детей в изолированном виде, имеют негрубый характер и подвергаются коррекции в процессе специальных занятий. Они проявляются в неузнавании или смешении отдельных цифр, плохой дифференцировке арифметических знаков, замедленном усвоении числа и его разрядного строения при удовлетворительной способности к логическому мышлению.
В школьном возрасте могут встречаться проявления парциального моторного инфантилизма [16]. При этом преобладают избыточность движений, непоседливость, недостаточность корковой моторики при целенаправленных видах деятельности (плохая координированность движений, неспособность к тонким, изолированным двигательным актам, затруднения в выполнении комбинированных движений, нарушения пространственной организации движений).
Искаженное психическое развитие с интеллектуальной недостаточностью (вариант синдрома раннего детского аутизма).
Ранний детский аутизм (РДА) может встречаться в рамках различных состояний – как вариант синдрома Каннера (самостоятельная аномалия развития), как синдром Аспергера (формирующееся шизоидное расстройство личности по МКБ-10 или шизоидная психопатия по МКБ-9), при органических поражениях головного мозга и при шизофреническом процессе [26]. В последнем случаи проявления РДА наиболее выражены и наблюдаются следующие нарушения:
Аутизм:
– игнорирование окружающего (в т.ч. слабая реакция на мать);
– активное отвержение или избегание окружающего.
Страхи:
– сверхценные, типичные для детского возраста вообще;
– обусловленные характерной аффективной и сенсорной гиперчувствительностью (например, страхи различных бытовых шумов);
– неадекватные, бредоподобные (предпосылка к бредовым образованиям).
«Феномен тождества» – непереносимость перемен, изменений в жизни и окружающей обстановке.
Нарушение чувства самосохранения.
Стереотипии.
Речевые расстройства и нарушения интеллектуального развития:
– эхолалии, в основном, отставленные;
– нередко первые слова необычные, малоупотребляемые;
– особые обозначения людей и предметов, неологизмы;
Психологические особенности индивида в толпе
"Когда отдельные люди образуют массу,
то достоинство каждого из них в отдельности
гибнет под ногами толпы".
В. Швебель
Какие черты могут охарактеризовать человека в толпе, раскрывает Р.И. Мокшанцев в одной из серии работ «Высшее образование».
Анонимность.
Немаловажная особенность самовосприятия индивида в толпе - это ощу ...
Младший школьный возраст
С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими ...
Разносторонняя реализация и гармония личности как основной критерий
успешности в современном обществе
Человек – существо многогранное, сложное. Одномоментно в нем происходит множество процессов. Иногда эти процессы противоречат друг другу. Например, человек имеет сознательное желание получить повышение по службе, но подсознательно он боится лишней ответственности и напряжения. И в результате он не получает повышение. То есть помимо созн ...