Введение
Страница 1

Мы живем в такое время, когда медицина постоянно предъявляет нам свидетельства своего граничащего с чудом могущества. Научно-технический прогресс способствует развитию аппаратной и инструментальной техники; совершенствование лабораторных исследований позволили лечащим врачам значительно усовершенствовать диагностирование; быстро, точно находить и локализировать заболевания в организме. Однако в последнее время все больше людей предпочитают не доверять свое здоровье академической медицине. Причин для такого решения достаточно: негативные побочные эффекты приема лекарств, изменения симптоматики – когда одни проявления болезни как бы стираются, а другие ведут себя «нетипично», и многое другое.

Характерным является то, что в современном мире, по мере успехов в развитии лабораторных и инструментальных методов исследования больных, у лечащих врачей все больше и больше отходит на задний план изучение субъективных ощущений, а главное личности больного. Понимание динамической реакции организма в результате экзогенных и эндогенных патогенетических факторов, влияющих на него, уступило место простому механическому подходу к больному, основанного не на синтезе всех данных врачебного наблюдения, а на отдельных фактах, на анализе разных категорий, воспринимаемых часто без достаточной критики.

Еще Гиппократ говорил, что причины вызывающие болезнь, не сразу поражают человека, а накапливаются постепенно в нем с тем, чтобы, чтобы, в конце концов, проявить себя.

С первых минут появления на свет каждый человек становится объектом воздействия окружающей среды, ее позитивных и негативных факторов, ее созидательных и деструктивных сил. Судьба человека во многом зависит от врожденной и приобретенной способности к приспособлению ко всему многообразию жизни при любых условиях. Уровень адаптивности повышается или понижается под воздействием воспитания, обучения и образа жизни. Определенное течение жизни в основном имеет предсказуемый результат, если, конечно, на жизненном пути нет помех и препятствий

Современный человек, самосознание которого в связи с развитием цивилизации резко возросло, ежедневно переживает во много раз больше стрессовых ситуаций, чем его предки даже в недалеком прошлом. Все это вызывает перенапряжение функции жизненно важных систем организма человека, он не в состоянии адаптироваться к ним, вследствие чего возникают соматические и психические расстройства.

Событие само по себе не имеет никакого смысла. Смысл его становится ясным только при анализе, позволяющем осознать, почему и главное, зачем оно произошло. Жизненные события, проходящие в определенной последовательности и определяемые как жизненный путь человека, обусловливается наличием у него долговременных и кратковременных программ, как неких вербальных формул, которые повторяются из ситуации в ситуацию и в конечном итоге материализуются в виде конкретных действий, отношений, событий. Современная медицина терпит фиаско не из-за недостатка действий, а из-за отсутствия общей картины мира и человека в нем, которая помогла бы сделать эти действия осмысленными.

Необходимо отметить, что в отечественной медицине психологии больного уделялось достаточно много внимания. Еще классики клинической медицины М.Я. Мудров, С.П. Боткин, Н.И. Пирогов довольно убедительно обосновывали принципы лечения не болезни, а больного. Большую роль в формировании медицинской психологии, а, следовательно, и в психологии больного сыграли исследования И.М. Сеченова. Весомый вклад в изучение этих проблем внесли такие известные клиницисты и психологи как Р,А. Лурия, Е.А. Шевелев, М.С. Лебединский и многие другие.

Сложность психосоматических взаимоотношений разделила научные дисциплины, изучающие психику и соматику. Деятельность мозга, психику начинают исследовать психологи, к которым позднее присоединяются их коллеги – патопсихологи и нейрофизиологи.

В ходе исследований менялось содержание понятий, психологические методы и приемы исследования психической деятельности. Если проанализировать все эти направления, методы и точки зрения, то можно сказать все-таки, об общем стремлении не терять из виду человека в целом, рассматривая его как телесно-душевное единство.

И болезнь, и здоровье – явления связанные с формой состояния человека в целом, а не отдельных органов и частей тела. Тело как физическая субстанция не может быть больным или здоровым, поскольку в нем всегда находит выражение информация из сознания. То, что в любой момент происходит в организме живого существа, есть выражение соответствующей информации или проявление соответствующей картины. Если физические функции правильно взаимодействуют друг с другом, то возникает вариант, воспринимаемый нами как гармоничный. Если же одна из функций дает сбой, то гармония в большей или меньшей степени нарушается, и мы говорим о болезни.

Страницы: 1 2

Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью в степени дебильности
Особенности психического развития детей с умственной отсталостью в степени дебильности. При олигофрении выделяют три степени умственного недоразвития: дебильность, имбецильность, идиотия. Дебильность наиболее легкая по степени и наиболее распространенная форма олигофрении (коэффициент интеллекта 50-69). Дебилы неплохо ориентируются в ...

Анкета исследования особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия
Прежде чем перейти к исследованию особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия, Е. И. Захарова предлагает изучить содержание блоков. В первый (воспринимающий) входят характеристики, отражающие особенности восприятия — распознавания эмоционального состояния партнера взаимодействия. Характер реагирования родите ...

Теоретические аспекты влияния коммуникативного стиля педагога на развитие речи детей раннего возраста. Понятие и стили педагогического общения
Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с взрослым. Проблеме общения ребенка со взрослыми посвящены исследования многих ученых-психологов: Л.А. Божович, Л.С. Выготского, Я.Л. Коломенского, Т.А. Марковой, Л.А. Пеньевской, Р.И. Жуковской и др. [11, 24, 30, 37] Взрослые - хранители опыта, накопленного ...