Введение
Страница 1

Мы живем в такое время, когда медицина постоянно предъявляет нам свидетельства своего граничащего с чудом могущества. Научно-технический прогресс способствует развитию аппаратной и инструментальной техники; совершенствование лабораторных исследований позволили лечащим врачам значительно усовершенствовать диагностирование; быстро, точно находить и локализировать заболевания в организме. Однако в последнее время все больше людей предпочитают не доверять свое здоровье академической медицине. Причин для такого решения достаточно: негативные побочные эффекты приема лекарств, изменения симптоматики – когда одни проявления болезни как бы стираются, а другие ведут себя «нетипично», и многое другое.

Характерным является то, что в современном мире, по мере успехов в развитии лабораторных и инструментальных методов исследования больных, у лечащих врачей все больше и больше отходит на задний план изучение субъективных ощущений, а главное личности больного. Понимание динамической реакции организма в результате экзогенных и эндогенных патогенетических факторов, влияющих на него, уступило место простому механическому подходу к больному, основанного не на синтезе всех данных врачебного наблюдения, а на отдельных фактах, на анализе разных категорий, воспринимаемых часто без достаточной критики.

Еще Гиппократ говорил, что причины вызывающие болезнь, не сразу поражают человека, а накапливаются постепенно в нем с тем, чтобы, чтобы, в конце концов, проявить себя.

С первых минут появления на свет каждый человек становится объектом воздействия окружающей среды, ее позитивных и негативных факторов, ее созидательных и деструктивных сил. Судьба человека во многом зависит от врожденной и приобретенной способности к приспособлению ко всему многообразию жизни при любых условиях. Уровень адаптивности повышается или понижается под воздействием воспитания, обучения и образа жизни. Определенное течение жизни в основном имеет предсказуемый результат, если, конечно, на жизненном пути нет помех и препятствий

Современный человек, самосознание которого в связи с развитием цивилизации резко возросло, ежедневно переживает во много раз больше стрессовых ситуаций, чем его предки даже в недалеком прошлом. Все это вызывает перенапряжение функции жизненно важных систем организма человека, он не в состоянии адаптироваться к ним, вследствие чего возникают соматические и психические расстройства.

Событие само по себе не имеет никакого смысла. Смысл его становится ясным только при анализе, позволяющем осознать, почему и главное, зачем оно произошло. Жизненные события, проходящие в определенной последовательности и определяемые как жизненный путь человека, обусловливается наличием у него долговременных и кратковременных программ, как неких вербальных формул, которые повторяются из ситуации в ситуацию и в конечном итоге материализуются в виде конкретных действий, отношений, событий. Современная медицина терпит фиаско не из-за недостатка действий, а из-за отсутствия общей картины мира и человека в нем, которая помогла бы сделать эти действия осмысленными.

Необходимо отметить, что в отечественной медицине психологии больного уделялось достаточно много внимания. Еще классики клинической медицины М.Я. Мудров, С.П. Боткин, Н.И. Пирогов довольно убедительно обосновывали принципы лечения не болезни, а больного. Большую роль в формировании медицинской психологии, а, следовательно, и в психологии больного сыграли исследования И.М. Сеченова. Весомый вклад в изучение этих проблем внесли такие известные клиницисты и психологи как Р,А. Лурия, Е.А. Шевелев, М.С. Лебединский и многие другие.

Сложность психосоматических взаимоотношений разделила научные дисциплины, изучающие психику и соматику. Деятельность мозга, психику начинают исследовать психологи, к которым позднее присоединяются их коллеги – патопсихологи и нейрофизиологи.

В ходе исследований менялось содержание понятий, психологические методы и приемы исследования психической деятельности. Если проанализировать все эти направления, методы и точки зрения, то можно сказать все-таки, об общем стремлении не терять из виду человека в целом, рассматривая его как телесно-душевное единство.

И болезнь, и здоровье – явления связанные с формой состояния человека в целом, а не отдельных органов и частей тела. Тело как физическая субстанция не может быть больным или здоровым, поскольку в нем всегда находит выражение информация из сознания. То, что в любой момент происходит в организме живого существа, есть выражение соответствующей информации или проявление соответствующей картины. Если физические функции правильно взаимодействуют друг с другом, то возникает вариант, воспринимаемый нами как гармоничный. Если же одна из функций дает сбой, то гармония в большей или меньшей степени нарушается, и мы говорим о болезни.

Страницы: 1 2

Символы надличных переживаний
Говоря о надличных переживаниях, надличном опыте, мы сталкиваемся с серьезным затруднением, связанным с неадекватностью нашего языка, – неадекватностью, обусловленной объектностью его изначальной ориентации. Слова, которые служат для обозначения внутренних психических или духовных реалий, первоначально были выработаны для обозначения чу ...

Психологические особенности подросткового возраста
Подростковый период жизни составляет переходный этап между детством и зрелостью. Границы подросткового возраста в современной отечественной медицинской, педагогической, психологической, социологической и юридической литературе понимаются по-разному. В юриспруденции несовершеннолетними считаются лица 14-17 лет. В психиатрической литерату ...

Преувеличение
Обычно наше внимание привлекает определенный аспект чьего-либо двигательного поведения (напр., обдуманное и контролируемое поведение, быстрое и неожиданное движение рукой или опустившееся и тяжелое чувство). После того как терапевт привлек внимание клиента к этому паттерну, он может предложить преувеличить движение, чтобы более четко вы ...