Прогнозирование и планирование жизненного пути
Страница 1

Психологическая информация » Долговременные программы » Прогнозирование и планирование жизненного пути

Интегральным элементом творческой жизни человека является его жизненная программа как целостная модель жизненного пути. Жизненная программа зрелой личности отражает магистральные жизненные цели и способы ее реализации. Жизнь можно рассматривать как бесконечный ряд целей и путей их достижения, которые воспроизводят извечные противоречия между прозой повседневности и идеальными, желанными образами будущего. Жизненные цели в концентрированном виде отражают потребности личности, выступая непосредственной характеристикой ее жизнедеятельности. Жизненные цели возникают на определенный временной интервал, они отражают важнейшие интересы человека на данном этапе жизненного пути и подчиняют себе все другие второстепенные цели.

Долговременные цели помогают человеку осознать индивидуальный смысл существования, конкретизировать его. Отдаленные, отнесенные к далекому будущему, они дают возможность избежать постоянных сомнений в уместности собственных решений и поступков. Как отмечал Г. Селье, постановка жизненных целей должна происходить с учетом реальных возможностей их достижения. В противном случае, когда человек планирует что-либо невыполнимое, возникает угроза стресса «крушение надежды» - наиболее опасного из стрессов ( Селье Г. , 1979).

Жизненная программа воспроизводит главную жизненную линию, которая накладывает отпечаток на все проявления личности. Если у человека имеется существенная деятельность, выявляющая ее главные потенции, стремления и достижения, он ощущает удовлетворение от жизни как таковой, переживает ее полноту и полезность. Если же такая деятельность отсутствует, то человека ожидает утрата смысла жизни.

Знание человека о собственном будущем всегда является неполным, неточным и приблизительным. Что-либо неожиданное в любой момент может изменить жизненные планы, внести свою коррекцию. И все же человек видит свои жизненные перспективы как общую направленность вероятных важнейших событий. Жизненная перспектива, таким образом – это потенциальная возможность развития личности, неминуемость определенных изменений в будущей жизни.

Перспектива не является чем-то фатальным: личность активно влияет на обстоятельства своей жизни, совершает поступки, способные изменить жизненные перспективы.

В отличие от жизненной программы, которая всегда является желанной для личности, перспектива может быть и не очень приятной. Реализация жизненной программы требует значительных усилий, чтобы подчинить свою активность выбранному направлению. Что же касается личностных перспектив, то они не требуют волевых решений. Их реализация может происходить вообще без участия субъекта жизнедеятельности. Кроме того, жизненная программа – это своеобразная целостная картина жизненного пути, в то время как жизненная перспектива не детализирует конкретных черт будущего, не предусматривает его модели. Человек не может в одной жизненной программе предусматривать разные перспективы развития, зато возможны различные программы реализации определенной жизненной перспективы (Титаренко Т., Панок В., 2001).

До тех пор пока личность не осознает свою жизненную перспективу, она не может постичь смысла своей жизни, не способна адекватно выявить свои потенциальные возможности, жизненные силы. В каждом человеке заложена определенная жизненная перспектива и она включает не только реализацию целей. Цель представляет собой идеальный образ будущего результата деятельности, а перспектива - это далеко не просто ожидаемые результаты, но и изменения, которые невозможно было запланировать, которые ни в какой степени не зависят от субъекта.

Человек надеется на положительные изменения жизненных обстоятельств в будущем, на новую полосу, счастливую пору жизни. Однако эти изменения могут не произойти или начаться гораздо позднее, чем хотелось бы. И тогда в зависимости от степени несогласованности между представляемой перспективой и реальностью возрастает чувство неудовлетворенности собой, своей жизнью, личностным ростом.

Отсутствие перспективы, как и нереальные перспективы, - это неблагоприятные условия для самовыявления. На каждом этапе жизненного пути желательно иметь содержательные реальные перспективы, соответствующие предыдущему уровню достижений, особенностям возраста, потенциальным возможностям человека. Реальные перспективы требуют понимания той жизненной ситуации, которая сложилась на настоящий день, своего места в этой ситуации, собственного поведенческого потенциала, ближайших целей.

Как свидетельствуют социологи, люди, которые имеют жизненные цели, отображающие их глубинные интересы, творческие импульсы, имеют и более высокие показатели удовлетворенности жизнью, лучшее самочувствие, хорошее настроение.

Страницы: 1 2 3

Особенности отношения к счастью ребят 16-17 лет
В результате проведенного анкетирования в этой выборке мною были обнаружены следующие особенности отношения ее участников к счастью: Понимание сущности счастья Переживание состояния счастья Наличие повода для счастья Влияние неприятности на состояние счастья То, что приносит счастье "Не в деньгах счастье" С ...

Исследование сущности лидерства. Лидер и группа
Личность лидера и стиль его поведения как доминирующего лица во многом определяют судьбу каждого участника и всей группы в целом Другими словами, лидеры влияют на социализацию индивидов. Изучая социальное поведение людей, мы можем понять динамику лидерства и вскрыть поворотные моменты жизни групп. Сколь разнообразны люди и группы, сто ...

Особенности влияния ценностно-смысловой сферы личности на суицидальное поведение. Понятие суицида
Самоубийство (суицид) — психосоциальное явление, оно представляет собой результирующую различных социальных, культурологических, психологических и патопсихических воздействий на индивида. Отличительная особенность таких явлений, как завершенный суицид, суицидальные попытки, демонстрации и имитации (подделки) суицида, а также суицидальн ...