Прогнозирование и планирование жизненного пути
Страница 2

Психологическая информация » Долговременные программы » Прогнозирование и планирование жизненного пути

Кроме жизненных программ и перспектив, существует так называемый «временной кругозор» (Ковалев В.И. , 1988). Это интегративная характеристика развития временных представлений личности, которая формируется в процессе социальной деятельности. Если временной кругозор человека достаточно развит, можно считать, что он неплохо усваивает временные отношения. Время, в продолжение от рождения до смерти не является равномерным. Каждый час жизни неповторим и имеет свою специфику. Осознание и переживание времени во многом зависят от понимания человеком своей собственной жизни, своего уникального жизненного пути. Прошлое иногда воспринимается как, то, что безвозвратно ушло в небытие, а иногда как, то, что и до сих пор происходит. Так и будущее иногда переживается как далекое и нереальное сегодня, а завтра по своему значению может стать более важным, чем сегодняшнее.

Существуют достаточно значительные индивидуальные отличия в восприятии человеком времени и планировании своего жизненного пути. Так экспериментально доказано, что темперамент влияет на формы и способы прогнозирования своей собственной жизни. Так субъекты группы холериков - нацелены в будущее, они равнодушны к прошлому. Субъектов – сангвиников привлекает будущее своей новизной, интересными событиями. Время для этой группы торопиться, они бояться «не успеть», «опоздать». Прошлое для них малозначительно –«его все равно не вернешь». В противоположность данной группе, у меланхоликов прослеживается явное тяготение к прошлому. Будущее вызывает у них страх, тревогу, «не несет ничего приятного». Субъекты флегматической группы очень тесно привязаны к прошлому, которое является для них надежной основой жизни. Будущее их практически не интересует: «что будет, то и будет» ( Головаха Е.И., Кроник А.А., 1988). Известны и другие личностно-временные типологии. Так, например, американские исследователи У. Томас и Ф. Знанецки выделяют «обывателя», «богемную» и «творческую» личности, которые имеют различные структурные установки на прошлое и будущее и свою направленность траектории развития.

Если рассматривать развитие жизненного пути как ступени личностного роста, то вначале жизненные планы задаются извне, обусловливаются обстоятельствами жизни, ближайшим окружением. На более высоком уровне личностной, духовной зрелости человек выходит за собственные границы, чувствует себя частичкой чего-то более высокого. Уже не волюнтаристские акты становятся основой самопрогнозирования, а возможность органично, естественно проявлять свои внутренние силы.

Впервые человек учится овладевать перспективами своей жизни в юношеском возрасте. Формирование жизненных планов – наиболее характерная черта юношества. Человек обобщает цели, которые перед собой ставит, подвергает иерархии мотивы деятельности, составляющие ядро ценностных ориентаций. Мечты, стремления направленные в будущее, поиски идеалов – все это способствует постепенному созданию все более реальных жизненных планов и «заземляются» в данном возрасте на выборе профессии, однако многие в этом возрасте имеют уже достаточно отдаленные жизненные цели – социальное продвижение, создание семьи и материальное потребление. Возможности реконструкции прошлого, предвидение будущего, его организация готовятся еще в подростковом возрасте, когда возрастает самосознание и человек начинает различать время и изменения, приходя к абстрактному понятию гомогенного и непрерывного течения времени.

Постепенно перспективы выходят за границы индивидуального опыта и начинают опираться на опыт социальный. Во время перехода от детства к зрелости последовательно возрастает удельный вес исторического прошлого и будущего в сознании индивида. Самоопределение не может происходить без самоограничения ( Лой А., Шинкарук В.,1979).

. Так выбор профессии активно влияет на траекторию жизненного пути, делая ее достаточно определенной. Но этот выбор, одновременно, является и сужением жизненных перспектив, отказом от многих других альтернатив и возможностей. Юношество стремиться жить в будущем, но и побаивается некоторых своих решений. Достаточно часто столкновение абстрактных представлений старшеклассников с реальностью становятся травмирующими, неожиданными, нежеланными, молодые люди внутренне как бы отказываются выходить в мир, который их разочаровал. Они отступают, остаются в безответственном детстве.

В зрелом возрасте человек овладевает временной перспективой, которая способствует преодолению импульсивных жизненных решений. Планы становятся более определенными и независимыми от внешних обстоятельств. Зрелая личность обязательно ориентирована на будущее. Взрослый человек может ставить определенный цели, которые даже могут выходить за границы его жизни («когда внуки будут большими…»).

Страницы: 1 2 3

Механизмы взаимопонимания в общении
Мой секрет успеха заключается в умении понять точку зрения другого человека и смотреть на вещи с его и со своей точек зрения. Г. Форд. Знание механизмов взаимопонимания помогает человеку ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, способствует эффективности общения. Основными механизмами взаимопонимания являются: идентификация; э ...

Усиление – Возрастание
Девятая группа символов включает символы усиления или возрастания. Надличные переживания можно рассматривать как усиление жизни сознания, повышение ее напряженности или психологического "вольтажа" по сравнению с тем, которым живет средний человек. Такое возрастание также имеет две стадии или ступени. На первой происходит усил ...

Проблема избыточной политизации
Потребность во власти не относится к категории базовых потребностей, хотя и может стать главенствующей в иерархии потребностей личности в определенных случаях. Потребность во власти лежит в основе избыточной политизации общества. Избыточная политизация представляет собой случай преобразования привычной иерархии потребностей, при которо ...