Формирование жизненного пути (опросник «картина мира»)
Страница 3

Психологическая информация » Долговременные программы » Формирование жизненного пути (опросник «картина мира»)

5) Субъективное раздвижение личностного бытия за пределы собственной физической жизни - завершающий штрих становления картины жизненного пути. Принципиальным решением данной проблемы может стать включение собственного жизненного пути в контекст какого-либо более масштабного процесса.

Осознание картины жизненного пути значимо для качества отношений личности к своей жизни. В развернутом виде отыскание жизненного пути слагается из трех последовательных этапов: осознание кризиса, самоидентификация, реориентация.

Опросник «Картина мира»

позволяет с помощью ряда вопросов определить:

- насколько у данной личности сформирована его личная картина мира;

- абсолютную и относительную истину, свою личную правду и позицию человека в этом мире;

- предназначение человека на земле и его видение смысла жизни;

- тезисы, которые возможно влияют на формирование жизненного пути;

- представление человека по ряду понятий – «помогать», «понимать», «любить», «духовность» и пр.

- отношение человека к себе, своему «Я».

Результат исследования

По опроснику «Картина мира» было опрошено 40 человек, разделенных на 4 группы (по 10 чел.)

. Все женщины в репродуктивном возрасте от 20 до 30 лет (плюс, минус 2года), бездетные.

Бесплодные. Опрос данной группы показал несформированность жизненного пути. В первом пункте опросника (ваша картина мира в 10 утверждениях), испытуемые в большинстве случаев не назвали ни одного утверждения. Лишь в одном было названо утверждение «мир многообразен», что определяет отсутствие личной картины мира в мировоззрении человека.

Во втором и третьем пункте выделяется абсолютная и относительная истина и личная правда, которая используется в жизни человека, как упорядоченность жизненного пути. У бесплодной группы по результатам опрошенных отсутствует их правда, а также абсолютная и относительная истина.

В четвертом пункте (в чем заключается, с вашей точки зрения, предназначение человека на земле), было указано

то, что жизнь одна и нужно успеть посадить дерево, построить дом, родить ребенка. Женщины с данной патологией считают таковым свое предназначение на земле.

Пятый пункт (напишите, пожалуйста, ваши любимые крылатые фразы), позволяющий выявить тезисы, которые возможно, влияют на программирование жизненного пути. В данной группе испытуемых выявляется защитный механизм – вытеснение, проявляющееся - в незнании или отсутствии крылатых фраз.

Шестой пункт (незаконченные предложения), позволяет выявить отношение человека к любви, пониманию, духовности, помощи и др. Для женщин с бесплодием, понимать, значит выслушивать, поддерживать, давать советы, т.е. поверхностное отношение к проблемам других. По мнению данной группы, быть духовным человеком, значит открытым и в тоже время, что касается личной проблемы, в большинстве результатов, испытуемые проявляли закрытость. Такое противоречие свидетельствует о внутреннем конфликте и недоверии к окружающим. Что касается отношения к счастью и любви, выявляется тенденция – получать, но при этом не отдавать

Седьмой пункт помогает определить человека к себе и своему «Я». По результатам опрошенных было выявлено отрицание себя как личности.

Воспалительные заболевания. Опрошенная группа характеризуется противоречивостью мировоззрения и формальным отношение к миру. В отношении абсолютной истины указывают, что добро побеждает зло. Данная формулировка подтверждает предположение о противоречивости взглядов на мир и приверженности социальным нормам. Женщины с данным заболеванием стремятся соответствовать референтной группе людей, относиться к людям с тем теплом и расположением, настолько, насколько они рассчитывают получить взамен.

В формулировке крылатых фраз, часто упоминается частица НЕ, что свидетельствует о страхе сделать ошибку, которая не соответствует социальным нормам, т.е. страх перейти на сторону зла, попробовать запретный плод. Законченные предложения позволяют определить тенденцию хорошего отношения к близким, стремление сочувствовать, понимать, уважать; быть честным, справедливым, воспитанным. Эти понятия характеризуют личность, как внешне доброжелательного и внутренне дистанцированного человека. В отношении себя, своего «Я» используются выражения эталонного человека, что подтверждает предположение о стремлении соответствовать социальным нормам референтной группы.

Аборт. Данная группа характеризуется преобладанием серых тонов « не очень хорошо - не очень плохо». Женщины чувствуют свою несостоятельность и неумение адаптироваться к реалиям жизни, при этом испытывают чувства несправедливости и не знают, как с этим бороться. Тенденция к вытеснению агрессивности и подавлению своей спонтанности. Живут не так , как хочется, а так, как нужно, чтобы быть хорошей дочкой, внучкой, сестрой, любовницей, подругой и т.д. Другими словами – ориентация на социальные догмы, которые не способствуют адаптации личности, потому что существует внутренний конфликт между тем как хочется и тем, как вынужден жить.

Страницы: 1 2 3 4

История понятия успешности личности. Воспитание успешной личности в Древней Греции. Критерии успешности гражданина
О развитии характера и воспитании гражданина ученые задумываются издревле, со времени возникновения первых государств. Цель воспитания заключается в подготовке подрастающего поколения к выполнению определенных общественных функций. Несмотря на различие особенностей жизни и традиций полисов Древней Греции, принципы воспитания в них были ...

Личностные расстройства
Вариативность черт характера проявляется не только в их качественном многообразии, но и в количественной выраженности. Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин, оказывается на границе нормы, то мы имеем так называемую акцентуацию характера. Под акцентуацией характера понимается чрезмерн ...

Методики диагностики и коррекции долговременных программ, формирующих жизненный путь личности. Выявление долговременных программ. (методика «психологическая автобиография»)
На протяжении жизненного пути в едином адаптационном процессе одновременно и во взаимосвязи происходит функционирование соматических, личностных и социально-психологических переменных человека, что обусловлено многофункциональностью и разнонаправленностью жизненного пути. Уровни соматического, личностного и социально-психологического фу ...