Измерение эмоций. Геометрическая модель базисных эмоцийСтраница 1
Первое пространственное представление эмоций с учетом их феноменологии предложил В. Вундт (1896), основываясь на идее Г. Спенсера (1890) об эмоциональных измерениях сознания, Вундт определил три эмоциональных измерения по следующим оппонентным характеристикам эмоций — «удовольствие - неудовольствие», «расслабление - напряжение» и «спокойствие - возбуждение». Он организовал эти оппонентные характеристики в виде декартовой системы координат (рис. 1).
Рис. 1. Трехмерное пространство эмоций, образованное тремя оппонентными характеристиками в виде декартовой системы координат.
Последующее развитие идеи представления эмоций точками в некотором «эмоциональном пространстве» связано с работами Вудвортса и Шлоссберга. В экспериментах Шлоссберга испытуемые оценивали эмоциональное выражение лица человека на фотографии по двум девятибалльным шкалам: «удовольствие - неудовольствие» и «принятие - отвержение» («приятие - отталкивание»). Результаты шкалирования были представлены на плоскости, где основные эмоции, выделенные Вудвортсом, образовали круговую траекторию (рис. 2). В дальнейшем под влиянием работ о связи эмоций с уровнем активации в системе «сон - бодрствование» Шлоссберг преобразовал эту круговую модель в цилиндрическую, введя третье измерение — «сон - возбуждение».
Рис. 2. Горизонтальная плоскость трехмерного пространства Вундта, организованная Шлоссбергом в виде круга фундаментальных эмоций, который лежит в основании цилиндрической модели Вудвортса – Шлоссберга. Горизонтальное измерение характеризует систему «принятие - отвержение», вертикальное – систему «удовольствие - неудовольствие», а вертикальное измерение этой модели определяется характеристикой «сон - бодрствование» по Линдсли. Точка пересечения осей координат характеризует состояние пассивного бодрствования в сочетании с эмоцией «спокойствие».
Трехмерной структуры пространства фундаментальных эмоций придерживается большинство современных исследователей, хотя дискуссии по поводу размерности эмоционального пространства и спецификации его измерений продолжаются до настоящего времени. Например, Экман обнаружил, что измерения «сон - возбуждение» и «приятие - отталкивание» не являются независимыми, поэтому не могут служить самостоятельными измерениями. В связи с этим предлагается другая модель эмоционального пространства, которая имеет некоторые непринципиальные отличия от модели Шлоссберга (рис. 3).
Рис. 3. Круговая траектория фундаментальных эмоций, предложенная Экманом. Отличие от модели Шлоссберга только во взаимной перестановке положений эмоций «гнев» и «отвращение».
Аналогичные модификации, предложенные другими авторами, можно проиллюстрировать на примере модели Плутчека (рис. 4).
Наиболее основательно к вопросу построения пространства эмоций подошел Осгуд. Он определил базисную размерность эмоционального пространства не путем комбинации произвольно выбранных феноменологических характеристик, а с помощью специального статистического метода (метод факторного анализа). В результате Осгуд получил три измерения, которые он определил как удовольствие, активность и контроль и которые соотносились с его семантическими шкалами «оценка», «активность» и «интенсивность».
Под влиянием работ Осгуда и Экмапа исследования структуры эмоционального пространства методами многомерного анализа продолжались, причем связаны они были с использованием двух типов стимуляции – речевых названий эмоций и изображений лиц, выражающих различные эмоции. Данные стимулы используются потому, что непосредственное управление эмоциональным переживанием, как того требует экспериментальный подход, оказывается чрезвычайно сложным. Использование же в качестве стимулов названий эмоций и изображений «эмоциональных лиц» подразумевает, что человек, давая субъективную оценку сигналам, основывается на личном эмоциональном опыте и что эта оценка содержит в себе информацию о реальном эмоциональном переживании. Рассмотрим один из подходов по извлечению этой информации методом многомерного шкалирования, разработанным под руководством Е. Н. Соколова на кафедре психофизиологии МГУ им. М. В. Ломоносова.
Рис. 4. Трехмерная модель Плутчека, в основании которой лежит круговая траектория фундаментальных эмоций
Арабскими цифрами указана круговая последовательность восьми базисных эмоций, аналогично эмоциональному кругу Шлоссберга (рис. 2 и 3). Римскими цифрами указаны уровни интенсивности этих 8 эмоций (1-III – восторг, 2-III – радушие, 3-III – изумление, 4-III – ужас, 5-III – горе, 6-III – ненависть, 7-III – беспокойство, 8-III – ярость, 3-II – удивление, 3-I – любопытство и т.д.).
Процесс переживания личностью кризиса. Природа
возникновения кризиса
Каждый из нас на протяжении всей предшествующей жизни неоднократно встречался с понятием "кризис". Оно широко используется в нашей повседневности, когда мы говорим о кризисах перепроизводства, о духовно-нравственном кризисе общества, о кризисе в течении жизни больного, о кризисе, переживаемом отдельным человеком.
Дословно &qu ...
Результаты, полученные по опроснику Леонгарда-Шмишека
Результаты исследования показали, что большинство испытуемых (89%) набрали высокие баллы по гипертимному типу акцентуации (Приложение 5, таблица 1). Это говорит о присутствии в характере испытуемых таких черт, как подвижность, общительность, выразительность жестов и мимики, разговорчивость, чрезмерная самостоятельность, недостаток чувст ...
Теоретическое
обоснование интегрированного обучения дошкольников с ЗПР в социально-педагогическом
аспекте. Пограничные формы интеллектуальной недостаточности – задержка
психического развития (ЗПР).
В отечественной литературе распространены термины «задержка психического развития» (ЗПР), «задержка темпа психического развития» (ЗПР встречается у 5–11% младших школьников) [37]. Состояния, относящиеся к ЗПР, являются составной частью более широкого понятия – «пограничной интеллектуальной недостаточности». По МКБ-10 при пограничной умс ...