Юридическая психология (предмет, задачи, система, методы, история)
Страница 3

Психологическая информация » Характеристика основных разделов юридической психологии » Юридическая психология (предмет, задачи, система, методы, история)

может быть внешними (сторонними), внутренним (включенными) и самонаблюдением.

Внешнее наблюдение

ведет экспериментатор. Он описывает внешность личности, ее изменения, двигательные и эмоциональные реакции, поведение. Для регистрации наблюдения могут использоваться технические средства: запись речи на магнитофон, применение фотосъемки и киносъемки. Но в условиях предварительного следствия и судебного разбирательства технические средства могут быть применимы только в рамках процессуального закона, здесь есть определенные ограничения по использованию оперативной информации. Но данные, получаемые в ходе наблюдения за поведением обследуемого при допросах, очных ставках, следственном эксперименте могут помочь в судебном заседании более четко определить устойчивые личностные свойства, особенности привычного реагирования в кризисных ситуациях.

Внешнее наблюдение

может быть и опосредованным в том случае, когда анализ и выводы по результатам наблюдения делает лицо не участвующее в наблюдении. В таком виде наблюдения большое значение приобретает тщательность фиксации и объективность результатов наблюдения. Это достигается использованием технических средств видео- и звукозаписи.

Включенное наблюдение

используется при изучении закрытых «социальных групп», когда исследователь входит в социальную ситуацию в качестве ее участника, скрывая истинные мотивы своего поведения. Достоинством этого метода является изучение и различных аспектов жизнедеятельности закрытых социальных групп. Но у этого метода есть и свои опасные стороны (внедрение в преступную группу, в тюремную камеру).

Самонаблюдение (интроспекция

) – метод субъективного наблюдения за своим поведением, состоянием и последующий анализ. Основной недостаток этого метода - субъективность полученных данных, зависящих от личностных особенностей наблюдателя, его направленности и теоретической подготовленности и т.д.

Эксперимент

. Экспериментальные методы сыграли огромную роль в преобразовании психологических знаний. На основе экспериментальных данных психология выделилась из философии и сформировалась как самостоятельная наука.

В середине прошлого века в физиологических лабораториях исследовались элементарные психические функции – ощущения, восприятия. Одним из первых такую лабораторию основал Вундт в Лейпциге. С.С. Корсаков по поводу В. Вундта заметил, что ему удалось сделать значительный шаг в психологию потому, что он был физиологом. У Вундта учились многие специалисты, которые приезжали из других стран, а затем возвращались на родину и там открывали экспериментально-психологические лаборатории. Экспериментальный метод необходим при исследовании причинно-следственных связей между психическими явлениями. При проведении существуют определенные этапы. Сначала идет формулировка проблемы

, затем разрабатывается методика

. Планируется сам эксперимент.

Исследователь проводит серию опытов и фиксирует количественные характеристики, которые затем анализируются, подвергаются математической обработке.

Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Кроме того, он позволяет надежнее, чем все остальные методы делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и его развитие.

Имеются три основные разновидности эксперимента: естественный, ассоциативный и лабораторный

. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать психические явления в условиях, более отдаленных или приближенных к действительности. Естественный

научный эксперимент организуется и проводится в жизненных условиях, где экспериментатор создав необходимые условия практически не вмешиваются в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить.

Третья разновидность эксперимента – ассоциативный эксперимент

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Преувеличение
Обычно наше внимание привлекает определенный аспект чьего-либо двигательного поведения (напр., обдуманное и контролируемое поведение, быстрое и неожиданное движение рукой или опустившееся и тяжелое чувство). После того как терапевт привлек внимание клиента к этому паттерну, он может предложить преувеличить движение, чтобы более четко вы ...

Особенности памяти у детей с задержкой психического развития
Память – психический процесс, обеспечивающий организацию, хранение и повторное использование прошлого опыта. Недостатки памяти заметно тормозят, снижают продуктивность познавательной деятельности. У детей с задержкой психического развития память значительно ослаблена (ограничены объемы запоминания, продолжительность запоминания смыслово ...

Проблема избыточной политизации
Потребность во власти не относится к категории базовых потребностей, хотя и может стать главенствующей в иерархии потребностей личности в определенных случаях. Потребность во власти лежит в основе избыточной политизации общества. Избыточная политизация представляет собой случай преобразования привычной иерархии потребностей, при которо ...