Юридическая психология (предмет, задачи, система, методы, история)
Страница 5

Психологическая информация » Характеристика основных разделов юридической психологии » Юридическая психология (предмет, задачи, система, методы, история)

Если в качестве испытуемого выступают психотравмированные личности или дети, психологи используют рисуночные тесты: «Дом, дерево, человек», «Моя семья», «Несуществующее животное» и т.д. Такой подход оправдан при проведении допроса у несовершеннолетними, если пережитая ими ситуация их психотравмирует. Например, девочка, как показал опыт психотерапии, которая подверглась сексуальному насилию со стороны пьяного отца, была не в состоянии отвечать на прямые вопросы следователя. В психиатрической практике это далеко нередкий случай. По мировой статистике известно, что каждый двадцатый современный ребенок подвергается или подвергался тем или иным формам сексуального насилия со стороны близких родственников (П.С. Гуревич).

Вполне понятно, что нельзя вести с ребенком разговор на эту тему впрямую. Это может не только травмировать девочку, но даже разрушить весь процесс психотерапии. Вот здесь и приходят на помощь рисуночные тесты, другие психологические методы. И через них в игровой манере можно получить нужную информацию, которая в дальнейшем может послужить более эффективному дознанию.

Метод изучения продуктов деятельности

(рисунков, лепки из пластилина, выжигание, выпиливание и т.п.) широко используется в психологии для изучения личностных особенностей.

Психология использует также статистические методы

, позволяющие математически обработать результаты исследований. Статистические методы позволяют установить определенные зависимости между наблюдаемыми переменными.

Все психологические методы могут быть разделены на две группы: методики высокого уровня формализации и малоформализованные (проэктивные, рисуночные).

В диагностическом обследовании необходимо сочетание формализованных методик и малоформализованных. Использование малоформализованных методов требует высокого профессионализма, поскольку дают результаты, мало зависящие от личности психолога.

Малоформализованные

методы дают возможность познакомиться с биографией человека и его жизненными ценностями, удовлетворенностью своим местом и ролью в коллективе.

При проведении следственной работы широко используется метод направленной беседы. В ходе нее уточняются особенности поведения посягателя в интересующий период. Прицельно выясняются его отношение к тем или иным сторонам жизни, моментам криминального события, ощущения, оценки, детализируются биографические сведения. Беседа может стать и своеобразным приемом прояснения уровня психического развития, осведомленности о разных сторонах жизни, способом выявления некоторых характерологических и личностных свойств.

Под понятием «документальный источник

» понимаются материалы уголовного дела, дневники, фотографии, записи на кинопленке, материалы средств массовой информации. Психологический анализ документов уголовного дела помогает определить психические закономерности, принятые во внимание при производстве ряда следственных действий, мотивацию решения судьи, вынесшего то или другое постановление. В психологическом изучении противоправных действий психологический анализ материалов уголовного дела является центральным приемом.

Остальные методы используются как дополнительные для проверки психологических гипотез, возникающих у следователя.

С помощью анализа материалов уголовного дела получают сведения о поведении лица в ситуации преступления, до и после его совершения, о динамике развития ситуации. Уголовное дело может содержать информацию о содержательной и структурной стороне ведущих личностных мотивов, проследить процесс формирования мотивационной сферы, ретроспективно восстановить эмоциональное состояние преступника, понять его отношение к происходящему. К таким сведениям относятся данные о самоощущении, внешнем виде, даваемые человеку характеристики и пр.

Особое место в изучении личности занимает графология – наука, ставящая своей целью определение индивидуальных свойств личности по особенностям почерка. По почерку можно определить пол человека, уровень образования, эмоциональное состояние, нарушения психики и т.д.

В рамках проводимых в судебной и криминальной психологии используют биографический метод изучения личности подозреваемого, обвиняемого, осужденного, хотя эта схема изучения личности может относиться к любому объекту психологического исследования.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Семья как фактор духовно-нравственного формирования личности подростка
Общеизвестно, что кризисные ситуации в обществе, в силу своей непредсказуемости, сложности происходящих процессов, закладывают основы и формируют «очень долговременные стратегические жизненные установки и ценностные ориентации». Кризисные явления в первую очередь негативно сказываются на молодом поколении, особенно на учащейся молодежи, ...

Развитие познавательных процессов детей раннего возраста
В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов. Это относится и к сенсорному развитию. Сенсорное развитие — это совершенствование ощущений, восприятий, наглядных представлений. У детей снижаются пороги ощущений. Повышаются острота зрения и точность цвет ...

Внушаемость
Толпа чаще всего находится в состоянии выжидательного внимания, что делает её подверженной внушению. С помощью психического «заражения» внушение передается всем индивидам. Поскольку толпа лишена критического мышления, она чрезвычайно легковерна. Толпа не различает объективное и субъективное. Нередко возникают коллективные галлюцинации, ...