Юридическая психология (предмет, задачи, система, методы, история)
Страница 10

Психологическая информация » Характеристика основных разделов юридической психологии » Юридическая психология (предмет, задачи, система, методы, история)

Развитие юридической психологии в России

имеет более сложную и противоречивую историю, особенно в ХХ столетии, где она повторяет достаточно трагический путь развития психологии в СССР, и условно подразделяется на несколько периодов:

1. Развитие юридической психологии в России в начале века (до 1917 года);

2. Период развития советской юридической психологии (до 1991 года);

3. Постсоветский период развития ЮП (с 1991 года по настоящее время).

Помимо упомянутой выше монографии И.Г. Посошкова «О скудости и богатстве», где он впервые еще в XVIII веке психологически грамотно объяснил, как детализировать показания лжесвидетелей, чтобы получить обширный материал для их изобличения, в догоняющей Европу России появилось немало передовых идей по реформированию отсталой судебной системы и интеграции в нее психологических знаний.

В этот период немало прогрессивных мыслей по судебной психологии можно найти в работах известного отечественного просветителя и историка В.Н. Татищева (1686-1750 гг.), автора «Истории Российской с наидревнейших времен». В частности, он считал, что законы часто нарушаются по незнанию, поэтому их необходимо изучать с детства, пока психика ребенка к этому очень восприимчива.

Князь М.М. Щербатов (1733-1790 гг.), не менее известный отечественный историк и философ, автор «Истории Российской с древних времен» указывал на необходимость знания законодателем «человеческого сердца» (доброй человеческой души) и создания законов с учетом этой психологии народа. Именно он одним из первых поднял вопрос о возможности досрочного освобождения исправившегося преступника и необходимости привлекать содержащихся в тюрьмах лиц к работам, он весьма положительно оценивал фактор труда в перевоспитании преступников. Он рассмотрел ряд судебно-психологических аспектов правосудия с позиций набирающих силу идей гуманизма. В своих трудах он требовал, чтобы законы разрабатывались с учетом индивидуальных особенностей личности человека, одним из первых поднял вопрос об условно-досрочном освобождении от наказания.

Первый русский философ-материалист А.Н. Радищев (1749-1802 гг.), автор «Путешествия из Петербурга в Москву» и «Вольности», значительное внимание уделял изучению социальных корней преступности, разработал программу их криминалистического и психологического анализа. В трактате «О законоположении» он выделил показатели, характеризующие как виды преступлений, так и лиц, их совершивших, а также мотивы и причины совершаемых преступлений, предложил меры предупреждения преступлений, основываясь на показателях психологии преступника.

Кроме этого, в начале XIX века в Московском университете накануне войны с Наполеоном (1806 – 1812 гг.) вводится и читается специальный курс «Уголовной психологии», который становится востребованным новым поколением российских юристов.

В 1915 году выходит работа известного отечественного философа-просветителя П.Д. Лодий «Логические наставления, направленные на познания и различение истинного и ошибочного, где автор пытается обосновать уголовно-правовые понятия с помощью психологии. В частности, он признавал лишь те наказания, которые пригодны как средства психологического принуждения, считал, что наказание должно соответствовать «духу преступления».

Более интенсивное развитие юридической психологии в начале XIX века связано со стремлением прогрессивных ученых и общественных деятелей решать уголовно-правовые проблемы с привлечением новой науки – психологии и психологических данных. Эту позицию занимали, в частности, учителя А.С. Пушкина в Царскосельском лицее А.П. Куницын и А.И. Галич.

А.П. Куницын считал, что целью наказания должно быть исправление и перевоспитание преступников, а также предупреждение преступлений. Он изложил свои прогрессивные и гуманные взгляды в специальном трактате «Право естественное», который позже был официально запрещен и сожжен. Но его прогрессивные идеи продолжали жить в умах его учеников и сподвижников.

В частности, А.И. Галич, написавший одну из самых ранних в России работ по характерологии, указывал, что судить преступника должны те, кто знает его психологию, характер, т.е. считал, что судья должен быть одновременно и психологом.

Распространение идеи исправления и перевоспитания преступника заставило право обратиться к психологии для научного обоснования этих проблем. Над их решением в этот период активно работали такие ученые-просветители и юристы, как В.К. Елпатьевский, П.Д. Лодий, Л.С. Гордиенко, Хр. Штельцер (который и читал курс «Уголовной психологии» в Московском университете), Ф.В. Ушаков, который в трактате «О праве и цели наказания» раскрывал психологические условия воздействия на преступника наказания, считая главным в этом процессе приведение преступника к истинному раскаянию.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Основные методы исследования
Основные методы накопления фактов и проверки гипотезы в педагогическом исследовании. Педагогическая психология, используя все три источника получения данных, имеет свой арсенал научных методов, таких как наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент, анализ продуктов деятельности, тестирование социометрия. В зависимости от уровня нау ...

Изменение восприятия пространственной структуры
Под пространственной ориентировкой в условиях нахождения на поверхности Земли понимается способность человека оценивать свое положение относительно направленности силы тяжести, а также относительно различных окружающих объектов. Оба компонента такой ориентировки функционально тесно связаны, хотя их взаимоотношения неоднозначны. В косми ...

Эмпирическое исследование паттернов материнского поведения. Программа исследования
Цель исследования: выявить материнские паттерны у женщин трех поколений и сравнить их с установками на выполнение роли матери воспитанниц детских домов, не имеющих родственников по женской линии. Задачи исследования: · выявить установки на выполнение роли матери у женщин трех поколений, передающиеся и непередающиеся от поколения к пок ...