Юридическая психология (предмет, задачи, система, методы, история)
Страница 7

Психологическая информация » Характеристика основных разделов юридической психологии » Юридическая психология (предмет, задачи, система, методы, история)

Однако, первые документально подтверждаемые ростки юридической психологии мы можем обнаружить в античном периоде в трудах древнегреческих философов, таких как Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель и другие (5-4 вв. до н.э.).

В частности, именно Демокрит

впервые размышлял и писал о сущности законоисполнительного поведения, подчеркивая, что Закон необходим тем и направлен против тех, кто в силу нравственных и умственных пороков добровольно не побуждается к добродетели внутренних влечений: «…Тот, кто воздерживается от несправедливости, только подчиняясь закону, будет, вероятно, грешить в тайне; тот же, кого побуждают поступать должным образом его убеждения, вряд ли станет делать что-нибудь неподобающее, все равно тайно или явно».

Сократ

в своих трудах также много писал о противоречивой природе человеческого поведения и необходимости совпадения справедливого, разумного и законного. Его идее были удачно развиты Платоном и Аристотелем. В частности, Платонвпервые описал два различных психологических явления, которые лежат в развитии общества, - это потребности и способности людей. По Платону, закон должен отвечать потребностям общества, а организация общества должна быть осуществлена в соответствии со способностями его членов. В своем труде «Государство» Платон описывает три особенности человеческой души (разум, ярость, вожделение) и соответствующие им три начала государственного устройства (совещательное, защитное и деловое), которое реализуется правителями, воинами и производителями. При этом, социальная справедливость, согласно Платону, состоит в том, чтобы каждое сословие занималось своим делом и находилось в иерархической соподчиненности. И это не противоречит выделяемым им 5 видам государственного устройства: аристократическое, тимократическое, олигархическое, демократическое и тираническое, которые связываются Платоном с пятью разновидностями психического склада людей. Но любое государство может погибнуть из-за недостатков, присущих тому или иному психическому складу правителей, стоящих у власти. Так тиранию может погубить безудержный произвол и насилие, а демократию – «опьянение свободой в неразбавленном виде». Поэтому он призывает проводить кандидатам на власть проверку правомерности их душевных качеств и устремлений – «докимасию».

В своем труде «Законы» Платон подчеркивает, что справедливые законы – это не только определения разума, но и такие законы, которые обеспечивают общее благо всех граждан. Законы, по Платону, - основное средство совершенствования человека.

Его ученик и последователь Аристотель

считал, что человек – существо, не просто социальное, но и политическое, и только в политическом общении завершается его сущностное развитие. Право было разделено Аристотелем на естественное и волеустановленное. Естественное право обусловлено всеобщей природой вещей, везде и всегда оно имеет одинаковое значение. Качество закона определяется тем, насколько он соответствует естеству. Закон, основанный только на насилии, не является правовым законом. Политическое правление по Платону – это правление правового закона, а не отдельно взятых людей. Люди, по Платону подвержены чувствам, закон – уравновешенный разум.

Немало философско-психологических размышлений содержится и Римском праве, но детальная проработка этого направления была продолжена значительно позже.

В раннем Средневековье в начальный период «церковной гегемонии в Европе» идеи зарождающейся юридической психологии активно развивал крупнейший философ и идеолог того периода Аврелий Августин

(4 в. н.э.). В своем трактате «О свободной воле», принижающем в современном понятии человеческое достоинство, он провозглашает тезис: «Человек, живущий по человеку, а не по Богу, подобен дьяволу», «Всякая неупорядоченная душа сама по себе несет свое наказание». И, как становится вполне понятным, высшим мерилом права этого исторического периода является Закон Божий, а психологические аспекты этого права связаны лишь с одной религиозной идеологией.

В этот период вновь наблюдается расцвет жестоких пыток и казней, карательных акций инквизиции. У невиновных людей под пытками добиваются признаний в совершении несовершенных ими преступлений, признаний о связи с дьяволом. Таких сотнями казнят, вешают, сжигают на кострах. И все это длится несколько столетий. И тут уж не до гуманности, не до психологической науки и не до тщательных судебных разбирательств.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Особенности мышления детей младшего школьного возраста с ДЦП
Нарушения мыслительной деятельности у детей младшего школьного возраста ДЦП. Нарушения мыслительной деятельности проявляются в недостаточной сформированности понятийного, абстрактного мышления, что в значительной степени обусловлено нарушениями семантической стороны речи Характерной особенностью мыслительной деятельности учащихся с це ...

Экспериментальный материал
1. Делать выписки, вырезки из различных текстов, собирать, группировать их по определенному признаку. 2. Выполнять практические задания на лабораторных занятиях по физике (составлять и собирать схемы, устранять неисправности, разбираться в причинах действия приборов и т.п.) 3. Длительное время ухаживать за растениями (более года полив ...

Практические рекомендации
1. Разработка комплекса мероприятий по предупреждению возникновения психических нарушений у студентов (социальная поддержка, улучшение социально–бытовых условий проживания студентов в общежитиях, качества медицинского обслуживания, регулирование объема учебных нагрузок). 2. Внедрение психологической службы в вузе, формирование у студен ...